Фрагмент для ознакомления
2
В генетическом плане в качестве исходной формы любой человеческой деятельности выступает социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека является интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельности. Интериоризация предполагает реализацию перехода внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю .
В основе структурно-функционального рассмотрения деятельности лежит принцип анализа «по единицам» (Л.С. Выготский), при котором та или иная реальность распадается на «единицы», в которых содержатся основные свойства, которые присущи данной реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности являются подвижными. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности происходят изменения содержания психического отражения, уровня отражения (осознаваемого, неосознаваемого) и вида регуляции деятельности (произвольного, непроизвольного) .
В деятельности возможно выделение нескольких этапов. А именно, речь идет о процессе вовлеченности в деятельность, процессе целеполагания, процессе проектирования действий, процессе осуществления действий, процессе анализа результатов действий и сравнения их с теми целями, которые были поставлены.
Основные виды деятельности человека.
Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.
Игра является особым видом деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. В процессе игры не создается общественно значимый продукт. В игре человек начинает формироваться как субъект деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. В психическом развитии ребенка игра является средством овладения миром взрослых. Игровая ситуация связана с включением в себя замещений (вместо людей - кукол), упрощений (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей).
Еще один вид деятельности - это учение. Учение является видом деятельности, цель которого заключается в приобретении человеком знаний, умений и навыков. Учение должно носить организованный характер. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида .
В труде происходит формирование способностей человека, в трудовой деятельности раскрываются характер, личность в целом .
Функциональная структура деятельности выглядит следующим образом: потребность — мотив — объект — цель — предмет — условия среды — средства — состав — контроль — оценка — продукт.
Итак, психологи выделяют трудовую деятельность, учебную деятельность, игровую деятельность и отдых. Это виды деятельности.
Среди типов деятельности выделяются:
• Практическая деятельность направлена прежде всего на то, чтобы преобразовывать мир в соответствии с поставленными человеком целями.
• Познавательная деятельность служит для того, чтобы понимать объективные законы существования мира, без чего невозможно выполнять практические задачи.
• Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает то, что транслируются смыслы, определяемые ценностными ориентациями того или иного социума и индивида .
Сравнение этих подходов позволяет выделить их отличительные черты и выявить, в каких аспектах они могут дополнять друг друга. Деятельностный подход ориентирован на внутренние процессы, личностное развитие и значимость социального контекста. Это делает его особенно актуальным для работы с детьми и подростками, поскольку в этом возрасте активно формируются личностные качества, способности к самостоятельной деятельности и критическое мышление. Важно учитывать не только знания, но и умения, и навыки, которые ребенок осваивает в процессе обучения, что обеспечивает более глубокое понимание его индивидуальности.
На уровне практического применения, деятельностный подход может быть более гибким и адаптивным к изменениям в условиях обучения. Это создает условия для междисциплинарного взаимодействия, интеграции различных методов и подходов, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию образовательных процессов на всех уровнях. Развивая деятельность учащихся, педагог может формировать не только их знания, но и способность к самостоятельному решению задач, критическому осмыслению информации и взаимодействию с окружающими.
В контексте поведенческого подхода акцент на измеряемых результатах может создавать видимость успешности образовательного процесса, однако этот подход не всегда учитывает внутренние аспекты, которые могут оказывать влияние на результаты. Поведение может изменяться, но не всегда это сопровождается соответствующими внутренними преобразованиями. Педагоги, избирая поведенческий подход, рискуют не заметить, что у ребенка могут возникать невыявленные трудности, которые не служат конструктивным мотивом для дальнейшего обучения.
В возрасте учащихся, когда у развития познавательных способностей и личной идентичности есть максимальные возможности, важно учитывать не только состояние их поведения, но также и эмоциональные и когнитивные аспекты. Деятельностный подход предлагает более полное объяснение процессов усвоения знаний и умений, подчеркивая значение активности и вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Педагогические практики, основанные на деятельностном подходе, способствуют созданию более мотивирующей и поддерживающей образовательной среды.
Сравнивая оба подхода, становится очевидным, что каждый из них имеет свои преимущества и ограничения. В зависимости от конкретной ситуации и контекста, они могут быть эффективно интегрированы для достижения наилучших образовательных результатов. Таким образом, осознание их отличий и особенностей в подходах может стать основой для создания более гибкой и комплексной модели обучения, которая учитывает как поведение учащегося, так и его активность и взаимодействие с окружающей средой. В конечном итоге, педагог может использовать обе модели в зависимости от ситуации, сочетая их в зависимости от потребностей учащихся и образовательных целей (Таблица 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; Под ред. М. В. Гамезо. - Москва : Пед. о-во России, 2003. – 508 с.
2. Дереча, В. А. Психология, патопсихология и психопатология личности : учебник для вузов / В. А. Дереча. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
3. Зобков, В. А. Методология личностного развития : учебное пособие для вузов / В. А. Зобков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 172 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13731-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543975
4. Леонтьев А.Н. Индивид и личность.// Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л.В. Куликова. СПб., 2000. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt
5. Психологический словарь.// http://www.persev.ru/deyatelnost
6. Уотсон Д. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Издательство Московского университета, 1980. — С. 34–44.