Фрагмент для ознакомления
2
Задание № 5
14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.
1.Назовите основные проблемы семьи.
2.Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
3.Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?
4.Какие специалисты должны быть задействованы?
Решение.
1.Назовите основные проблемы семьи.
Выделим основные проблемы семьи, в которой 14-летний подросток и его мать ведут асоциальный образ жизни:
1.Эмоциональные проблемы. Дети могут испытывать депрессию, тревожность, низкую самооценку и проблемы с саморегуляцией эмоций.
2.Социальные проблемы. Дети могут испытывать трудности в установлении и поддержании здоровых социальных отношений из-за недостатка навыков общения и социализации.
3.Поведенческие проблемы. Дети могут повторять асоциальное поведение своих родителей или проявлять свои эмоциональные проблемы через проблемное поведение, такое как агрессия, нарушение правил, противозаконные действия и употребление наркотиков.
4.Травматический опыт. Свидетельство асоциального поведения родителей, такого как насилие, злоупотребление веществами или сексуальное насилие, может оказаться для детей травматическим. Они могут испытывать посттравматический стрессовый синдром, а также проблемы в дальнейшей жизни, связанные с доверием, безопасностью и интимными отношениями.
5.Академические трудности. Дети могут иметь проблемы с академической успеваемостью из-за недостатка поддержки родителей и стресса, связанного с их асоциальным поведением.
2.Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
Выделим законодательные акты, которые могут использоваться специалистом социальной работы в работе с семьёй, где подросток и его мать ведут асоциальный образ жизни:
1.Конституция Российской Федерации. Определяет отношение государства к семье, которая находится под его защитой.
2.Семейный кодекс Российской Федерации. В нём прописаны основные положения прав и обязанностей родителей и детей.
3.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Закон определяет основные понятия социальной работы, принципы, на которых оказывается социальная помощь, основные права членов семьи на социальное обслуживание, перечень организаций, работающих с семьёй.
4.Федеральный закон от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Документ регулирует деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
5.Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Закон обеспечивает защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3.Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?
Для разрешения проблем семьи, в которой подросток и родители ведут асоциальный образ жизни, могут обратиться в следующие учреждения:
1.Органы управления социальной защитой населения. Это, например, Минтруд России, региональные департаменты и управления по соцразвитию, отделы социальной защиты населения, центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. Основная задача органов - помогать семьям в реабилитации.
2.Образовательные организации. Специалисты наблюдают за детьми в школах и детских садах, могут проводить консультации, в том числе психологические, беседы, анкетирования, опросы, тесты.
3.Учреждения здравоохранения. Если имеются основания полагать, что причина девиантного поведения - заболевание, могут помочь врач-психиатр или врач-невропатолог.
4.Учреждения культуры, спорта и молодёжной политики. Они могут организовать досуг ребёнка в секциях, кружках и молодёжных движениях.
5.Центр занятости населения. Помогает детям и взрослым в профориентации и трудоустройстве.
6.Правоохранительные органы (отдел по делам несовершеннолетних). 3 Контролирующий орган, который работает с детьми в социально опасном положении, а также с их родителями и другими взрослыми, которые совершают противоправные действия в отношении детей или вовлекают их в такие действия.
4.Какие специалисты должны быть задействованы?
Для решения проблем семьи, в которой подросток и родители ведут асоциальный образ жизни, должны быть задействованы следующие специалисты:
1.Психологи и социальные педагоги. Они работают с несовершеннолетними и их родителями, чтобы те смогли справиться с жизненными трудностями и наладить внутрисемейные отношения. Для этого специалисты проводят различные мероприятия, например, наблюдают за семьями, организуют групповые психологические тренинги, для детей подросткового возраста проводят профориентационную диагностику.
2.Специалисты органов социальной защиты населения. Они помогают семьям в реабилитации, посещают несовершеннолетних, проводят беседы с ними и их родителями.
3.Медработники. Они лечат детей, которые употребляют алкоголь или наркотики, помогают ребятам с отклонениями в поведении или с заболеваниями, передающимися половым путём.
4.Врачи-наркологи. Они консультируют членов неблагополучных семей с алкогольной или наркотической зависимостью, кодируют их, направляют на лечение в стационары или реабилитационные центры.
5.Органы службы занятости. В части работы с неблагополучными семьями они помогают детям и взрослым в профориентации и трудоустройстве.
6.Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН). Это контролирующий орган, который работает с детьми в социально опасном положении, то есть с теми, кто употребляет алкоголь или наркотики, совершил правонарушение или преступление.
Также в решении проблем семьи могут быть задействованы родственники, представители общественности, соседи, коллеги родителей, если они осознают проблемы семьи и заинтересованы участвовать в их решении.
Несовершеннолетние правонарушители — это объект социальной работы, которая сводится к осуществлению мероприятий по трём направлениям: социальному, педагогическому и психологическому. Такой комплексный подход позволяет оказать наиболее эффективное положительное влияние на правонарушителя и предотвратить нарушение закона в будущем не за счет применения системы наказаний, а за счёт фундаментального изменения личности и восприятия подростка [8].
Согласно ст. 87 п. 1 УК РФ несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бялт, В. С. Правоведение : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 303 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15943-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538897 (дата обращения: 03.12.2024).
2. Правоведение : учебник для вузов / В. А. Белов [и др.] ; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06229-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515887 (дата обращения: 03.12.2024).
3. Финансовое право : учебник и практикум для вузов / Г. Ф. Ручкина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Ручкиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 348 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11077-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518171 (дата обращения: 03.12.2024).
4. Финансовое право : учебник для вузов / Г. Ф. Ручкина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Ручкиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20575-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/558401 (дата обращения: 03.12.2024).
5. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13794-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466897 (дата обращения: 03.12.2024).