Фрагмент для ознакомления
2
1. Перечислите основные направления преобразований государственного аппарата в 2000 – 2012 гг.
В период 2000–2012 гг. Россия прошла через значительные преобразования государственного аппарата, направленные на укрепление государственного управления, повышение эффективности его функционирования, а также адаптацию к современным вызовам. Эти изменения осуществлялись в рамках политики, направленной на модернизацию страны, укрепление вертикали власти и улучшение качества предоставляемых государственных услуг.
Основные направления преобразований включают следующие аспекты:
1. Одним из ключевых направлений реформирования государственного аппарата в начале 2000-х годов стало укрепление вертикали власти. Это включало в себя реформу федеральных округов, которые были введены в 2000 году. Семь федеральных округов (впоследствии их количество увеличилось) под руководством полномочных представителей президента способствовали усилению контроля над регионами и повышению управляемости на местах.
Также проводилась политика централизации бюджетных и управленческих полномочий, направленная на унификацию законодательства и устранение регионального сепаратизма.
2. Реформа государственной службы – важным направлением преобразований стала реформа государственной службы.
В 2003 году был принят Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Эти законы ввели современные стандарты для государственных служащих, установили их права, обязанности и условия труда, а также порядок прохождения службы. Также началось внедрение принципов профессионализма, мер по борьбе с коррупцией и повышение прозрачности деятельности государственных органов.
3. Административная реформа. В 2004 году была инициирована масштабная административная реформа, направленная на оптимизацию структуры исполнительной власти. Она включала сокращение числа федеральных министерств, ведомств и агентств, а также разделение их полномочий.
В ходе реформы был введён принцип разделения функций нормотворчества, контроля и предоставления услуг, что позволило более четко разграничить ответственность между уровнями власти.
4. В рамках преобразований государственного управления важное внимание уделялось развитию и реформированию местного самоуправления. Принятие Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году обеспечило новые механизмы функционирования местных органов власти. Реформа способствовала перераспределению полномочий между региональными и муниципальными уровнями, а также введению дополнительных инструментов для поддержки местных инициатив.
5. Важным направлением модернизации государственного аппарата стала внедрение информационных технологий.
В рамках программы «Электронная Россия» (2002–2010 гг.) началось создание инфраструктуры электронного правительства, которая включала развитие электронных государственных услуг, электронных архивов и систем межведомственного взаимодействия. Это позволило сократить административные барьеры и упростить доступ граждан к государственным услугам.
6. В период 2000–2012 гг. началась активная работа по борьбе с коррупцией в системе государственного управления.
В 2008 году был принят Национальный план противодействия коррупции, а в 2010 году — Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Основное внимание уделялось вопросам прозрачности деятельности государственных органов, декларированию доходов и имущества госслужащих, а также совершенствованию системы государственного контроля.
7. В рамках реформ государственного управления была реализована программа перехода к среднесрочному бюджетному планированию. Принятый в 2007 году Бюджетный кодекс РФ установил новые правила составления и исполнения бюджета, что позволило повысить предсказуемость и устойчивость финансовой системы.
8. Одним из направлений реформ стало укрепление взаимодействия между государством и гражданским обществом. Были созданы общественные советы при органах государственной власти, что способствовало повышению прозрачности и эффективности их работы.