Фрагмент для ознакомления
1
ПЛАН
1. Классификация и проблемы обеспечения конституционных прав и свобод 2
2. Парламент Российской Федерации; структура, принципы деятельности, полномочия, место в системе высших органов государственной власти 7
Практическое задание 14
Список использованной литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
Федеральное Собрание Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом страны, состоящим из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Эта структура была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, и отражает принципы федерализма и разделения властей.
Федеральное Собрание выполняет ключевую роль в системе государственной власти России, осуществляя законодательные функции, представляя интересы граждан и субъектов Федерации. Оно функционирует как двухпалатный парламент, что позволяет учитывать разнообразие мнений и интересов различных регионов страны. Каждая палата обладает своими уникальными полномочиями и порядком формирования, что обеспечивает баланс между федеральными и региональными интересами.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на основе смешанной избирательной системы. Из них 225 депутатов выбираются по одномандатным округам, а остальные 225 — по партийным спискам на федеральном уровне. Такой подход обеспечивает как представительство конкретных регионов, так и возможность для политических партий участвовать в законодательном процессе на более широком уровне.
Депутаты Государственной Думы избираются на срок пять лет. Для того чтобы стать кандидатом в депутаты, необходимо соответствовать определённым требованиям: быть гражданином Российской Федерации, достигнуть возраста не менее 21 года и обладать правом голоса. Эти условия обеспечивают участие в законодательной деятельности людей, имеющих жизненный опыт и понимание политических процессов.
Совет Федерации представляет собой верхнюю палату Федерального Собрания и состоит из 178 сенаторов, по два от каждого субъекта Российской Федерации. Один сенатор назначается губернатором региона, а другой избирается из числа депутатов законодательного собрания субъекта. Это обеспечивает представительство как исполнительной, так и законодательной власти на федеральном уровне.
Кроме того, в Совет Федерации могут входить до 30 представителей, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. Это положение позволяет учитывать опыт бывших президентов и других высокопрофессиональных деятелей в процессе принятия ключевых решений.
Совет Федерации функционирует на постоянной основе и не может быть распущен Президентом России. Заседания проходят по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. В отличие от Государственной Думы, члены Совета Федерации не создают партийных фракций, что позволяет им действовать независимо от партийных интересов и сосредоточиться на представлении интересов своих регионов.
Парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, осуществляет свою деятельность на основе ряда принципов, которые обеспечивают его функциональность и эффективность. К основным принципам деятельности парламента относятся законодательная деятельность, контрольные функции и представительство интересов граждан и субъектов Федерации.
Законодательная деятельность парламента является одной из его ключевых функций и включает в себя процесс принятия законов, состоящий из нескольких этапов: инициатива, обсуждение и голосование. Инициатива может исходить от депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, а также от группы граждан через механизм общественной инициативы. Законодательные инициативы могут касаться различных сфер жизни общества, включая экономику, социальную политику, охрану окружающей среды и другие важные аспекты.
После внесения законопроекта начинается его обсуждение. В Государственной Думе законопроект проходит несколько чтений: первое чтение предполагает обсуждение основных положений документа, второе — детальное рассмотрение поправок и дополнений, третье — окончательное голосование. В Совете Федерации законопроекты также обсуждаются, но акцент делается на их соответствии интересам регионов и целям государственной политики. Голосование является завершающим этапом принятия закона. Для его одобрения в Государственной Думе требуется простое большинство голосов депутатов. После этого законопроект передается в Совет Федерации, где он также подлежит голосованию. Если обе палаты одобряют законопроект, он направляется Президенту для подписания и вступления в силу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бялт В. С. Основы конституционного права Российской Федерации. Москва.: Юрайт, 2023. 156 с.
2. Козлова Е. И, Кутафин О. Е. Конституционное право России. Москва.: Проспект, 2023. 584 с.
3. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право. Москва.: Юрайт, 2023. 449 с.
4. Поляков А. А., Кузнецов И. В. Правовые основы функционирования органов государственной власти в России: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. 240 с.
5. Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Москва, 2021. 12 с.
6. Шемятенкова О. О. Классификация прав и свобод человека // Ленинградский юридический журнал. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-prav-i-svobod-cheloveka (дата обращения: 13.12.2024).