Фрагмент для ознакомления
1
Вопрос 1. Раскройте пирамиду потребностей А. Маслоу.
Вопрос 2. Перечислите и раскройте инструменты организации труда.
Вопрос 3. Что характеризуют данные формулы, назовите их компоненты?
Вопрос 4. Какие задачи решает планирование использования человеческих ресурсов (персонала) фирмы?
Вопрос 5. Назовите и раскройте виды организационных структур управления производственными коммерческими организациями.
Вопрос 6. Дайте определение понятию «управление человеческими ресурсами» (HR-менеджмент).
Вопрос 7. Дайте определение понятию «персонал фирмы».
Вопрос 8. Назовите основные положения по управлению персоналом с точки зрения Фредерика Тейлора.
Вопрос 9. Назовите основные черты теории человеческих отношений Элтона Мэйо.
Вопрос 10. Назовите авторов теорий человеческих ресурсов в контексте научных представлений об управлении.
Вопрос 11. Напишите формулу показателя производительности труда и назовите её компоненты.
Вопрос 12. Что раскрывает данная формула, назовите её компоненты?
Вопрос 13. Что понимается под набором персонала?
Вопрос 14. Назовите фазы конфликта сточки зрения Фелау, Хасан.
Вопрос 15. Раскройте метода ухода от конфликта.
Вопрос 16. Что регламентирует общая часть трудового права?
Вопрос 17. Перечислите виды рабочего времени на основании Трудового кодекса РФ.
Вопрос 18. В каких случаях применяется дисциплинарное взыскание к работнику?
Вопрос 19. Что понимается под материальными мотивами труда работника?
Вопрос 20. Назовите основные компоненты дохода сотрудников компании.
Вопрос 21. Что понимается под поощрением за труд?
Вопрос 22. Что понимается под мотивом труда?
Вопрос 23. Назовите достоинства аутсорсинга персонала.
Вопрос 24. Перечислите и раскройте последовательность действий по проведению аттестации кадров.
Вопрос 25. Назовите и раскройте направления (виды) профессиональной адаптации.
Вопрос 26. Какое максимальное количество месяцев может быть установлено, для испытательного срока при приёме на работу (ст. 70 ТК РФ)?
Вопрос 27. Назовите особенности формирования кадрового резерва компании.
Вопрос 28. Назовите и раскройте основные этапы по обучению персонала.
Вопрос 29. Раскройте, по каким основаниям может быть прекращён трудовой договор в статьях ТК РФ: п. 11 ст. 81; п. 13 ст. 81; п.14 ст. 81?
Вопрос 30. Перечислите причины возникновения конфликтов в организации.
Фрагмент для ознакомления
2
Вариант № 1.
Вопрос 1. Раскройте пирамиду потребностей А. Маслоу.
Ответ. Пирамида потребностей А. Маслоу — это иерархическая модель потребностей человека, представляющая собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. В основании пирамиды находятся физиологические потребности (утоление голода, жажды и тому подобных лишений). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). Последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала, то есть самоактуализация. Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень. Модель А. Маслоу основывается на следующих допущениях: поведение человека всецело определяется его потребностями; потребности человека могут быть разбиты на определённое число однородных групп (физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности к любви, потребность в уважении, познавательные потребности, эстетические потребности, потребность в самоактуализации); потребности человека могут быть проранжированы по приоритету их удовлетворения; в каждый момент времени поведение человека определяется потребностями только одного уровня — низшего из неудовлетворённых.
Вопрос 2. Перечислите и раскройте инструменты организации труда.
Ответ. 360-градусная обратная связь. Метод оценки, при котором собираются данные от руководителей, коллег, подчинённых и клиентов. Позволяет получить полное представление о профессиональных навыках и поведении сотрудника.
Схемы управления. Специализированные программы и платформы регулируют этапы управления поручениями, помогают с отправкой регулярных отчётов о производительности и обеспечивают контакт между руководителями и работниками.
Аналитика информации. Сбор и анализ сведений о производительности людей выявляет проблемные моменты, главные тенденции и потенциал для улучшения работы подчинённых.
Компьютеризация процессов. Технологические решения роботизируют исполнение типовых поручений, например, обработку заявок на отпуск или расчёт заработной платы, что экономит время и снижает вероятность ошибок. Учебные программы и продвижение. Помогают компаниям создавать и проводить обучающие курсы для подчинённых, отслеживать прогресс учёбы и оценивать итоговые факторы.
Внутренние коммуникационные платформы. Инструменты для внутренней коммуникации содействуют взаимодействию людей, сотрудничеству над проектами, распределению документов и информации.
Вопрос 3. Что характеризуют данные формулы, назовите их компоненты?
Ответ. Нормативная численность (Н) определяется по формуле: Н = V / (Фрв х Hвыр х Квн), где V – плановый объем работ в принятых единицах измерения; Фрв – фонд рабочего времени на планируемый период, в часах; Нвыр – норма выручки; Квн – плановый коэффициент выполнения норм, который определяется как отношение плановой выручки соответствующего периода 2009 года к фактической выручке аналогичного периода 2008 года.
Вопрос 4. Какие задачи решает планирование использования человеческих ресурсов (персонала) фирмы?
Ответ. Задачи планирования использования человеческих ресурсов — это:
-привлечение и сохранение ряд необходимых работников с соответствующими навыками, опытом и компетенцией;
-предвидение проблем возможного излишка или дефицита работников;
-создание хорошо подготовленного и гибкого штата, таким образом, внося свой вклад в способность организации адаптироваться к неопределенной и меняющейся окружающей среде;
-снижение зависимости от найма работников извне, когда на рынке труда недостаточное предложение важных для организации навыков, с помощью стратегии сохранения и развития работников;
-совершенствование использования рабочей силы, вводя более гибкие системы работы.
А также:
а) разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами;
б) увязка кадрового планирования с планированием организации в целом;
в) организация эффективного взаимодействия между плановой группой службы управления персоналом и плановым отделом организации;
г) проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации;
д) содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании;
е) улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации.
Вопрос 5. Назовите и раскройте виды организационных структур управления производственными коммерческими организациями.
Ответ. Существуют следующие основные разновидности организационных структур:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство — простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток — высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется (рис. 1.).
Рис. 1. Линейная структура управления
Функциональная организационная структура — связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис. 2).
Рис. 2. Функциональная структура управления
На рис. 2 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1—И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация. Практически она не используется.
Линейно-функциональная структура — ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 3).
Д — директор; ФН — функциональные начальники;
ФП — функциональные подразделения;
ОП — подразделения основного производства
Рис. 3. Линейно-функциональная структура управления
Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 3 функциональные начальники составляют штаб директора).