Фрагмент для ознакомления
2
Разминка воздействует на эмоциональное состояние и активность участников, настраивая их на групповую работу. Выбор разминки зависит от текущего состояния группы и задач занятия. Разминки бывают активизирующие и релаксирующие.
Рефлексия занятия включает эмоциональную (что понравилось/не понравилось) и смысловую (важность и цели) оценки. Рефлексия прошлого занятия предполагает вспомнить предыдущее занятие, обсуждение с другими и практическое применение полученных знаний.
Введение в тему текущего занятия может быть интегрировано в разминку или проводиться отдельно. Его цель – не только сообщение темы и задач, но и мотивация участников. Методы введения могут варьироваться: прямое сообщение темы, совместное определение задач или проблемный метод (постановка открытого вопроса). Выбор метода зависит от уровня доверия к ведущему, актуальности темы и опыта участников в самостоятельной постановке задач.
Основная часть тренинга включает ролевые игры, психотехнические упражнения и дискуссии, дополненные краткими пояснениями ведущего, рефлексивными паузами и подведением итогов (фиксируемых на доске и в личных записях). Соотношение игровых и информационных элементов зависит от возраста участников: для младших школьников преобладают игры и упражнения, для старших – баланс может быть равным. Важно сформировать у участников понимание игры как инструмента самопознания и саморазвития, начиная с младшего школьного возраста[13]
Домашние задания – сложный вопрос. Возможные варианты: работа с родителями, интеграция заданий во внеурочную деятельность или включение заданий в учебный процесс с помощью учителей
Альтернативная структура тренинга представляет собой тематически целостный «фрагмент» жизни: тематическая разминка и озвучивание темы, диагностика проблемы (через упражнение или игру), дозированное теоретическое введение, отработка навыков (серия коротких упражнений), закрепление навыков в «большой» ролевой игре, рефлексия и взаимная поддержка.
Эта структура занятия, хотя и требует больше времени (более 40 минут), обеспечивает высокую эффективность, особенно для средних и старших школьников, которым важно видеть личную значимость работы.
Социально-психологический тренинг эффективен на всех уровнях школьного образования, адаптируясь к возрасту учащихся. Он особенно полезен для развития социальных навыков у младших школьников и подростков, профориентационной работы и развития саморегуляции. Однако, требуется систематический подход, способы переноса навыков в реальную жизнь и определённый уровень психологической подготовки у учащихся.
Оценка эффективности тренинга проводится поэтапно: регулярная рефлексия после каждого занятия (с использованием вербального обмена, анкетирования или метафорических оценок) и итоговая оценка по завершении тренинга.
Итоговая оценка включает: уровень комфортности участников, соответствие реальной и планируемой динамики эмоционального и функционального состояния, сильные и слабые стороны программы, взаимодействие тренера с группой и соотношение вариативных и инвариантных элементов структуры тренинга.
Уровень комфортности участников тренинга может колебаться: необходимо различать недостаточный комфорт (сигнал низкой эффективности) и временный дискомфорт, связанный с важностью темы или индивидуальными темпами развития.
Оптимальное мотивационное состояние – постоянная готовность к работе, с учетом естественного утомления. Разминка должна восстанавливать работоспособность. В конце занятия должно наблюдаться умеренное удовлетворение и положительный настрой[15]
«Слабые» блоки программы могут проявляться в сопротивлении участников, низкой готовности к работе, неправильном распределении времени. Причинами могут быть несовершенные инструкции, несоответствие стиля ведущего ожиданиям группы, недостаточный профессионализм ведущего или непродуманная структура занятий.
Взаимодействие тренера с группой часто основано на интерпретации событий. Эффективность не зависит от количества интерпретаций, а от их целесообразности и соответствия стилю ведущего[14]
Задание 2. Решить одну проблемную ситуацию:
Ситуация 1. В ходе проведения тренинга Вы, как ведущий, столкнулись с трудным участником, который постоянно говорит, стремится «захватить территорию», не дает никому вставить слово, монополизирует дискуссию, оттесняет других участников, в своем монологе надолго уводит группу от основной темы.
Предложите способы взаимодействия с таким участником и алгоритм поведения тренера в этой ситуации. Назовите возможную причину такого поведения участника.
Ответ:Возможные причины поведения участника:
• Потребность в самоутверждении. Участник может чувствовать себя неуверенно и использовать монолог как способ компенсации низкой самооценки. Он может стремиться доказать свою компетентность и значимость.
• Страх быть непонятым. Участник может опасаться, что его мысли и идеи не будут услышаны или оценены другими, поэтому пытается "впихнуть" все сразу.
• Компенсаторное поведение. Монополизация может быть способом компенсации каких-либо неудач или недостатков в других сферах жизни.
• Незнание правил групповой работы. Участник может просто не понимать, как эффективно участвовать в групповой дискуссии.
• Личностные черты. Вполне вероятно, что это просто черта характера участника - экстравертность, склонность к доминированию.
Способы взаимодействия и алгоритм поведения тренера:
1. Превентивные меры (до проявления проблемы):
• Установка правил работы в группе. В начале тренинга четко сформулируйте правила общения, включая равное право голоса для всех участников, уважение к мнению других и соблюдение временных рамок для выступлений.
• Моделирование поведения. Сам тренер должен демонстрировать уважительное отношение ко всем участникам, включая тех, кто высказывается меньше других.
2. Реакция на поведение участника:
• Вежливое прерывание. Когда участник увлекается надолго, вежливо, но твердо прервите его: "Спасибо, это очень интересный момент, но давайте дадим слово и другим участникам. У нас ограниченное время, и хотелось бы услышать мнения всех".
• Переадресация вопроса. Если участник задает вопрос, переадресуйте его группе: "Интересный вопрос. Что вы, другие участники, думаете по этому поводу?"
• Позитивное подкрепление других участников. После ответа другого участника, похвалите его за вклад в дискуссию, тем самым стимулируя активность остальных.
• Индивидуальный подход. В перерыве или после тренинга поговорите с участником индивидуально. Постарайтесь понять причину его поведения, не осуждая его. Выразите признательность за его активность, но подчеркните важность равного участия всех.
• Техника «сэндвича». Начните с позитивного комментария, затем укажите на проблему, завершив вновь позитивным утверждением (например: "Вы очень активно участвуете и вносите важные идеи. Однако, давайте предоставим возможность высказаться и остальным. Уверен, что у них тоже есть ценные мысли.")
• Физическое вмешательство (в крайнем случае). Если все остальное не работает, можно физически переместить фокус внимания – например, сменить активность или переместиться в другую часть комнаты.
• Задать прямой вопрос. Например: "Кажется, ты очень увлечен этой темой. Может быть, тебе хотелось бы поделиться своими мыслями более структурированно, чтобы все могли тебя понять?"
3. Последующие действия:
• Анализ ситуации. После тренинга проанализируйте ситуацию, чтобы понять, что сработало, а что нет. Это поможет улучшить ваши навыки работы с трудными участниками.
Важно помнить: цель – не подавить участника, а помочь ему участвовать в тренинге эффективно и конструктивно. Подход должен быть уважительным, но твердым. Конструктивная обратная связь, индивидуальный подход и превентивные меры – ключ к успеху.
Ситуация 2. Диагностика межличностных отношений в одном из классов общеобразовательной организации показала, что в ней присутствует учащийся, занимающий позицию аутсайдера. Опишите возможные способы решения этой проблемы в ходе работы тренинговой группы. Назовите возможную причину такого поведения участника.
Ответ:
Возможные причины позиции аутсайдера:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социальнопсихологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 168 с.
2. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб.: Социально-психологический центр, 1994. – 316с.
3. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
4. Ментс Морри Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб: Питер, 2001.–208с.
5. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. – М.: Академический проект, 2000. – 256 с.
6. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПБ.: Речь, Институт тренинга, 2000. – 256 с.
7. Рейс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. – СПб.: Питер, 2001. –
8. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
9. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.
10. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000. – 256 с.
11. Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001 – 224 с.
12. Практикум по СПТ под ред. Парыгина Б.Д. – СПб., 1990.