Фрагмент для ознакомления
2
Основные положения романтизма. По произведению Новалиса (Фридрих фон Гарденберг) «История Гиацинта и Розочки».
1). Романтический герой, его характеристика.
Напряженная интенсивность мысли во времена немецкой романтической поэзии обращалась к самым насущным проблемам, волновавшим людей. Возникали произведения с общечеловеческим содержанием. Немецкая романтическая поэзия – история человеческой души. С конца 18-го до конца второго десятилетия 19-го века романтические поэты ищут в общественных условиях своего времени твёрдую опору для мысли и находит её в вечном – идеалах народности, незапятнанной чистоты человеческого облика, которая представляется неизменным, незыблемым. Для романтизма характерна традиция широты, универсальная картина мира, с его правдивостью и человечностью. Особы неповторимый момент человеческого развития в немецкой романтической поэзии – человеческая душа выходит на свободу из-под наслоения учёности, морали, риторики, из-под гнёта рациональных истолкований, и предстает перед нами своей подлинной простоте и сложности, со своими взлётами и падениями, радостями и огорчениями. Романтическим поэтам казалось, что они обрели самую сущность человеческого, и что это романтически переданная «душа» – образ «человека вообще», каким он может и должен быть. Лирика тогда становится языком нового человека как стихия непосредственности и простоты.
Романтическая личность – целостная личность, которая подчиняется чувству, которое разрушает эту цельность. В единстве человеческого образа верх брало чувство; оно выступало как носитель непосредственности, оно и делало простым все многообразные переживания человеческой личности.
Романтический герой – личность, впервые обнаружившая свою душевность, пристально всматривающаяся в саму себя, обращенная на себя прислушивающийся к любым движением, чувствам к себе, личность капризная, себе не верная. Возможным в романтическом герое огромный потенциал, что относится к преодолению в будущем романтического эгоцентризма; что оставит в прошлом капризность и неуравновешенные чувства и эмоции. Этого нового, неромантического опыта нельзя постигнуть без предыдущего живого и органического опыта нецельного сознания.
Поэт Гёте сказал: «Классическое – это здоровое, романтическое –больное».
Новалис, член знаменитого романтического журнала «Атенеум», противоположного журналу Гёте, («Пропилеи», пропаганда пластического идеала античной красоты), примыкает, по освоенности специфических романтических идей к позднему поколению романтиков, к которому относится Клеменс Брентано и Эйхендорф.
Романтическое в образе Гиацинта, героя сказки «История Гиацинта и Розочки», – склонность к одиночеству, созерцательность, поэтические способности (разговоры с животными, растениями, деревьями, родником). Стремление от обстоятельств любви и целостности отношений на волю к путешествию, потеря «сердечной любви».
2). Романтические, необычные обстоятельства.
Главный герой сказки, сын благословенных родителей Гиацинт, с большими причудами, молчаливый, склонный к уединению в лесу. Среди девушек он встречает свою любовь, красавицу Розочку, она любит его тоже. Иногда герои смотрят друг на друга из соседних окон. Им очень обидно, если их видят люди, и даже кошки. Они прячут свою любовь. Все девочки: Фиалка, Земляничка, колючая Ежевичка, смеялись, когда видели Гиацинта, и со всех неслось: «Розочка – моя милочка!».
Даже ящерица смеялась над их любовью.
«Роза слепенькою стала,
Гиацинта не признала,
За мамашу приняла,
И любовно обвила...».
Другими романтическими обстоятельствами являются: встреча с путником-рассказчиком, которая привела любовников к расставанию; поиски богини тайны мироздания Изиды. Сумасшествие героя: «Покой мой пропал, а с ним и любовь сердечная». Погружение героя в сон вместе с «бесконечным томлением сердца». Последующая встреча с Розочкой под покровами небесной девы.
3). Наличие двоемирия (реальное и нереальное).
Мировидение личности – романтическое двоемирие, ощущение глубокого несовпадения между совершенством идеала, мысли о котором субъективны, и низкой действительностью прозы, сводящий индивидуальность к нулю; препятствующий счастью обывательский комфорт.
Свойство поэзии Новалиса – мистическое чувство. Новалис – создатель «магического идеализма». Художник способен изменять реальность, «я» мистифицируется. Новалис считал недосказанность и символичность обязательными чертами искусства, чтобы предоставить читателю возможность мыслить. Особое внимание творчество Новалиса уделяет символу, его исследовательской возможности. Много у Новалиса посвящено музыке, которая возникает в душе творца; поэзия – абсолютно-реальное, средоточие его философии. Увеличение количества поэзии пододвигает поэта к действительности. Поэт и жрец является одним целым; в последующие времена они разделены. Истинный поэт всегда остаётся жрецом; истинный жрец – поэтом. Сказка – канон поэзии.
4). Поиск идеала
Новалис компенсирует обречённость и преходящесть материального мира вместе с объективным знанием о тайне под покровами интересом к поиску истины в путешествии, возможности увидеть эту тайну, достичь идеального мира. «Человек создан для того, чтобы постичь все тайны Создателя», пишет британский сказочник Д. Макдональд, который, обращаясь к Новалису, обрёл мистическое видение мира, тайну природы, и мир поэзии, где действуют законы человеческой души, гармония и любовь. Сказка у Новалиса – своеобразная вуаль, скрывающая мистический мир, познаваемый