Фрагмент для ознакомления
2
Становление налоговой системы в России сопровождалось значительным ростом числа налоговых правонарушений. По экспертным оценкам, государство ежегодно тратит в бюджет треть налоговых поступлений. Уклонение от уплаты налогов широко распространено и является основной причиной неуплаты в бюджет. За увеличением числа налоговых преступлений, которое, по некоторым оценкам, носит катастрофический характер, стоит серьезная мотивация. Статистика показывает, что во многих случаях налоговые преступления совершаются с целью уклонения от уплаты налогов, которые приносят наибольший доход бюджету. Налоговые преступления становятся все более распространенными в современном обществе.
Налоговые преступления часто связаны с другими серьезными экономическими и общими преступлениями и отмыванием доходов, полученных преступным путем. Социальная вредность налоговых преступлений выражается прежде всего в перекрытии каналов кассового поступления бюджетных доходов на всех уровнях государства, что подрывает бюджетную и налоговую политику Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации, лишая их одного из наиболее эффективных средств управления экономикой. Недостаток бюджетных средств в первую очередь сказывается на содержании социальной сферы, развитии культуры и наукоемких отраслей экономики.
Таким образом, масштабное сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов является одной из наиболее серьезных внутренних угроз экономической безопасности страны. Среди прочих налоговых правонарушений налоговые преступления наносят наибольший ущерб нашей экономике и бюджету. Средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, являются одним из источников финансирования организованной преступности. На сегодняшний день существует две основные формы финансирования организованной преступности: первая - с использованием «черных денег», когда часть дохода вычитается из налогов, а затем скрытые средства реинвестируются в преступную деятельность, и вторая - с помощью
вымогательства, когда представителей организованной преступности заставляют вывести эти средства.
Первая форма является типичным примером слияния финансового налогообложения с организованной экономической преступностью, в то время как вторая предполагает введение так называемых бандитских налогов. В случае сокрытия налогооблагаемого дохода во многих случаях приходится «платить налоги» негосударственным организациям. В связи с этим на данном этапе важно провести глубокий научно-практический анализ положений Уголовного кодекса Российской Федерации, касающихся ответственности за налоговые преступления, выявить лазейки и несоответствия, проблемные ситуации и слабые места в составе правовых норм, а также изучить основы самого понятия «налоговое преступление».
Целью данной работы является определение роли Министерства внутренних дел в системе налогового администрирования.
Для этого необходимо рассмотреть следующие основные вопросы:
- дать понятие налогового контроля;
- определить сущность налогового преступления;
- проанализировать методы пресечения налогового преступления в процессе налогового контроля.
1. Органы внутренних дел в системе налогового контроля
В порядке, установленном пунктом 1 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в ходе подготовки мероприятий
налоговых органов по осуществлению налогового контроля собирается качественная и полная доказательная база нарушений законодательства о налогах и сборах, повышается эффективность совместной работы, а в соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми органами при организации налоговых расследований Российской Федерации (далее - НК РФ) могут привлекаться сотрудники органов внутренних администраций, в нем также могут участвовать работники организаций внутреннего управления аудитора. Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при предупреждении, выявлении и пресечении налоговых преступлений и правонарушений применяется в случаях выявления признаков неправомерного возмещения НДС или акциза (вычета или возмещения иных налогов) либо неправомерного предъявления НДС или акциза.
Налогоплательщик несет ответственность за любые преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ), если в схеме уклонения от уплаты налогов имеются признаки совершения преступления, предусмотренного статьями 198 - 199.
Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), в том числе: действия налогоплательщика, направленные на уклонение от налогового контроля, воспрепятствование проведению налогового контроля или препятствование проведению налогового контроля, после вынесения налоговым органом решения о проведении налоговой проверки по данному основанию. Действия. налогоплательщик совершил действия, направленные на уклонение от налогового контроля, воспрепятствование осуществлению налогового контроля либо иные действия, свидетельствующие об активном противодействии проведению выездной налоговой проверки (организационный «переезд», смена учредителей и (или) иные действия, свидетельствующие об активном противодействии проведению выездной налоговой проверки). или иные действия, свидетельствующие об активном противодействии проведению
выездной налоговой проверки (организационное «перемещение», смена учредителей и т.п.)1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // «Российская газета». 2020. 4 июля.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020) // Ведомости СНД и ВС РФ. № 8. Ст. 366.
4. Федеральный закон от 22.10.2014 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] : справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» [Электронный ресурс] : справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Текст приказа размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ в Internet (http://genproc.gov.ru) (дата обращения 15.03.2021 г.).
7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 июня 2009 г. № 193 (ред. от 09.06.2009) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» // «Законность».2009. № 8.
8. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 22 марта 2010 г. № 122 (ред. от 22.03.2010) «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечении взыскания налогов, пеней и штрафов». Текст приказа размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ в Internet (http://genproc.gov.ru)
9. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной налоговой службы, Министерства внутренних дел России и Следственного комитета Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 286/ММВ-7–2/232@/675/50 (ред. от 08.06.2015) «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями» // СПС КонсультантПлюс.
Литература
10. Байдина О. Ю. ФНС и Прокуратура Российской Федерации — практический аспект взаимодействия [Электронный ресурс] // «Теория права» URL: http://apgmag.com/fns-i-prokuratura/
11. Курткаева Ю. Р. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах // Проблемы науки. № 1 (2). 2016. С. 34–36.
12. Карабут, К. Е. Прокуратура РФ как орган надзора в области налогов и сборов / К. Е. Карабут. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 232-236. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84478/
13. Прокурорский надзор: учебник / Винокуров Ю. Е. и др.; Под общ. ред. Ю. Е. Винокурова — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. С. 9.