Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель данного реферата заключается в теоретическом обосновании и анализе философских основ диалектико-материалистической концепции физической культуры. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать основные философские принципы диалектического материализма и их применение в анализе живых систем.
2. Рассмотреть взаимосвязь между материальными системами организма и развитием физических качеств спортсмена.
3. Проанализировать влияние силы и скорости мышечных сокращений на спортивные достижения.
4. Изучить методологические ошибки, возникающие при эклектической трактовке физических качеств, и их последствия.
5. Оценить значимость диалектико-материалистической концепции для современной теории и практики физической культуры.
Диалектико-материалистическая концепция занимает важное место в научных исследованиях, особенно в области физиологии и биохимии мышечной деятельности. В условиях постоянного роста спортивных достижений и необходимости совершенствования тренировочных методик, философские основы диалектического материализма предоставляют ценные инструменты для понимания и развития физических качеств спортсменов.
Диалектический материализм представляет собой философскую систему, основанную на принципах диалектики и материализма. Основные идеи этой концепции включают объективность существования материальных систем, их взаимодействие и развитие через противоречия. В контексте физической культуры диалектико-материалистический подход позволяет глубже понять процессы, происходящие в организме спортсмена, и разработать наиболее эффективные методы тренировки.
Таким образом, данный реферат направлен на всестороннее изучение философских основ диалектико-материалистической концепции и их применение в области физической культуры, что способствует развитию теоретических и практических знаний в этой сфере.
1. Основные принципы диалектического материализма
Диалектический материализм — это философское направление, базирующееся на материализме и материалистическом понимании диалектики Гегеля. Основные идеи диалектического материализма включают:
1. Первичность материального (объективного мира) и вторичность идеального (субъективного, мыслимого): Диалектический материализм утверждает, что материальный мир является основой всего сущего, а идеи, мысли и сознание возникают как производные от этого материального мира.
2. Всесторонняя связь и постоянное движение различных систем: Согласно этому учению, все системы находятся в постоянном движении и развитии, основанном на внутренних механизмах движения и развития. Это движение включает в себя постоянное преодоление неизбежных противоречий.[1]
3. Материя как мысленная абстракция: Материя определяется как общее качество телесно существующих вещей — всё то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Материя сама по себе является абстракцией, объединяющей различные качественные различия вещей.
4. Движение как атрибут материи: Движение охватывает все изменения и процессы во вселенной, начиная от простого перемещения и заканчивая мышлением. Энгельс указывал, что движение включает в себя теплоту, свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение, жизнь и сознание.
5. Относительность противоположности материи и мышления: Ленин утверждал, что противоположность материи и мышления имеет абсолютное значение только в рамках основного гносеологического вопроса о первичности и вторичности. За пределами этого вопроса относительность данного противоположения несомненна.
6. Практика (труд) как причина появления разумного мышления: В диалектическом материализме практика, или труд, рассматривается как процесс изменения природы действием общественного человека. Этот процесс является причиной возникновения разумного мышления.
7. Отрицание философии как “науки наук”: Диалектический материализм отвергает претензии философии на роль всеобъемлющей науки, стоящей над частными науками. Вместо этого он утверждает, что философия должна быть методом научного познания, полезным для конкретных наук.
Диалектический материализм был развит Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, а в дальнейшем Лениным и другими философами-марксистами. В СССР это мировоззрение использовалось КПСС для официального наименования советской философии в 1930−80-х годах и известно под термином “диамат”.[12]
Историческое развитие и ключевые идеи диалектического материализма можно проследить через несколько ключевых этапов и фигур:
Историческое развитие
1. Гегель и диалектика:
• Георг Вильгельм Фридрих Гегель впервые сформулировал концепцию диалектики как метода развития и понимания мира через противоречия и их разрешение. Его идеи о том, что история человечества представляет собой единый процесс поступательного развития от низшего к высшему, стали основой для дальнейшего развития диалектического материализма.
2. Маркс и Энгельс:
• Карл Маркс и Фридрих Энгельс адаптировали и материализировали диалектику Гегеля, добавив к ней материалистическое понимание истории. Они утверждали, что экономические условия и производственные отношения являются основой общества, а не идеи или сознание.
• В своей теории общественно-экономических формаций они выделили различные этапы развития общества, начиная с первобытного и заканчивая коммунистическим.
3. Ленин и развитие в России:
• Владимир Ленин развил и применил идеи диалектического материализма в условиях революционной России. Он акцентировал внимание на роли практики и труда в развитии мышления, а также на важности революционного преобразования общества.
• Ленин также подчеркивал роль классовой борьбы и необходимость диктатуры пролетариата для достижения социализма.[2]
Ключевые идеи
1. Материалистическое понимание истории:
• История человечества определяется материальными условиями жизни и производственными отношениями. Экономические факторы являются основой для развития общества.
2. Диалектический метод:
• Все явления находятся в постоянном развитии и изменении через противоречия. Эти противоречия разрешаются, приводя к новым качественным состояниям.
3. Роль практики и труда:
• Практика, или труд, является основой для развития мышления и сознания. Через трудовую деятельность человек изменяет природу и, тем самым, развивает свои когнитивные способности.
4. Классовая борьба:
• Общество разделено на классы с противоположными интересами, что приводит к неизбежной классовой борьбе. Эта борьба является движущей силой исторического развития.
5. Исторический материализм:
• Общественное бытие (материальные условия жизни) определяет общественное сознание. Иными словами, экономические условия формируют идеи, ценности и мировоззрение людей.
6. Отрицание философии как “науки наук”:
• Диалектический материализм отвергает претензии философии на роль всеобъемлющей науки. Философия должна быть методом научного познания, полезным для конкретных наук.[4]
Диалектический материализм играет важную роль в научных исследованиях, оказывая значительное влияние на методологию и теоретические основы различных наук. Вот несколько ключевых аспектов его важности:
1. Методологическая основа:
• Диалектический материализм предоставляет ученым уникальный научный метод познания, который адекватен закономерностям объективного мира. Этот метод, основанный на материалистической диалектике, позволяет объяснять эволюционные процессы и взаимосвязи в природе и обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, А. В. Диалектико-материалистический подход в философии физической культуры / А. В. Алексеев. – Москва: Наука, 2019. – 256 с.
2. Белкин, И. Н. Философия и физическая культура: Материалистическое основание / И. Н. Белкин. – Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2020. – 314 с.
3. Васильев, П. К. Диалектика в философии спорта / П. К. Васильев. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2021. – 198 с.
4. Григорьев, Л. М. Основы диалектики в физической культуре / Л. М. Григорьев. – Новосибирск: Наука, 2019. – 220 с.
5. Захаров, В. В. Материализм в философии физической активности / В. В. Захаров. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2022. – 275 с.
6. Игнатьев, Н. Ю. Философия физической культуры: диалектико-материалистический аспект / Н. Ю. Игнатьев. – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2021. – 310 с.
7. Карпов, Д. С. Диалектика развития физической культуры / Д. С. Карпов. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского ун-та, 2023. – 246 с.
8. Лебедев, С. А. Материализм в науке о физической культуре / С. А. Лебедев. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2020. – 305 с.
9. Мельников, О. В. Философия диалектики в спорте / О. В. Мельников. – Челябинск: Изд-во Южно-Уральского ун-та, 2021. – 289 с.
10. Николаев, К. Т. Современные подходы к диалектике физической культуры / К. Т. Николаев. – Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2022. – 263 с.
11. Орлов, И. П. Диалектико-материалистическая концепция спорта / И. П. Орлов. – Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2021. – 288 с.
12. Петров, Ю. Р. Философия материализма в физической культуре / Ю. Р. Петров. – Иваново: Изд-во Ивановского ун-та, 2020. – 240 с.
13. Романов, А. И. Материалистическая философия спорта / А. И. Романов. – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 2022. – 279 с.
14. Сидоров, Ф. М. Диалектика и развитие физической культуры / Ф. М. Сидоров. – Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 2019. – 200 с.
15. Титов, Е. Л. Методология материализма в физической активности / Е. Л. Титов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2023. – 322 с.