Фрагмент для ознакомления
2
Практическое занятие по теме № 1 «Понятие кризисной и экстремальной ситуации. Виды и динамика кризисов»
Задание 1. Анализ дефиниции «кризисной ситуации» в толковых словарях разных языков
На основе анализа толковых словарей на различных языках (русский, английский, немецкий, французский), можно выделить следующие минимальные признаки, характеризующие кризисную ситуацию:
1. отклонение от нормального хода событий.
2. высокая степень интенсивности событий.
3. наличие потенциального или реального ущерба (физического, психологического, экономического).
4. требование принятия незамедлительных решений или действий.
5. наличие краткосрочного периода для разрешения ситуации.
Общие и специфические признаки кризисной ситуации: нарушение стабильного состояния системы; угроза безопасности или устойчивости; наличие факторов неопределённости.
В русском языке акцентируется внимание на катастрофичности и угрозе жизни. В английском («crisis») подчёркивается необходимость немедленного решения и принятия важных решений. В немецком («Krise») особое внимание уделяется изменениям, которые могут быть как негативными, так и потенциально трансформационными. Во французском («crise») подчёркивается конфликтность и резкие изменения состояния системы.
Кризисная ситуация — это острое нарушение стабильности системы (социальной, природной, экономической и т.д.), сопровождающееся угрозой существенного ущерба, требующее немедленных действий и характеризующееся высокой степенью неопределённости.
В толковых словарях кризисная ситуация рассматривается как внешнее явление, а в психологических словарях — как внутренний процесс адаптации или стрессового реагирования.
Задание 2. Классификация вариантов критических ситуаций
Виды и критерии классификации
1. По происхождению:
Природные: извержения вулканов, землетрясения, наводнения.
Техногенные: аварии на промышленных объектах, выбросы химических веществ.
Социальные: массовые беспорядки, террористические акты, захват заложников.
Экологические: разрушение озонового слоя, загрязнение окружающей среды.
2. По степени конфликтности: высококонфликтные: террористические акты, военные действия; низкоконфликтные: эпидемии, техногенные аварии.
3. По скорости развития: молниеносные: взрывы, землетрясения; замедленные: разрушение озонового слоя, глобальное потепление.
4. По масштабу: локальные: авария на заводе, захват заложников; глобальные: пандемия, разрушение озонового слоя.
Примеры ЧС. Высококонфликтные и молниеносные: захват заложников в школе (Беслан, 2004 г.). Низкоконфликтные и замедленные: разрушение озонового слоя атмосферы. Низкоконфликтные и молниеносные: землетрясение в Турции в 2023 году.
Задание 3. Примеры факторов, определяющих экстремальность ситуации
1. Эмоциогенные воздействия. Например, паника в метро во время ложного сообщения о бомбе (Москва, 2020 г.), испытания астронавтов во время нештатной ситуации на МКС (NASA).
2. Дефицит или избыток информации, например, неопределённость в начале пандемии COVID-19 (2020 г.), противоречивые сведения о последствиях ядерной катастрофы в Чернобыле (1986 г.).
3. Чрезмерное напряжение, например, выгорание медиков в период пика пандемии COVID-19, нагрузка на спасателей при ликвидации землетрясения в Турции (2023 г.).
4. Климатические условия, например, работа спасателей в условиях экстремального холода в Якутии, испытания спецназа в условиях пустыни.
5. Голод и жажда, например, Спасённые шахтёры после обрушения шахты в Чили (2010 г.).
Задание 4. Анализ сказок
1. Примеры сказок. Русская сказка «Морозко»: разрешение трудной ситуации через терпение и доброту. Немецкая сказка «Гензель и Гретель»: использование смекалки и взаимопомощи для преодоления опасности. Японская сказка «Момотаро»: коллективное преодоление угрозы с помощью друзей.
2. Психологический анализ. В «Гензель и Гретель» отображается важность стратегического мышления и доверия между персонажами. Символика хлебных крошек указывает на надежду и поиск выхода даже в условиях опасности.
Задание 5. Особенности профессиональной деятельности в «опасных» профессиях
1. Шахтёры:
Угрозы: обрушения, взрывы метана, затопления.
Условия: ограниченное пространство, недостаток кислорода.
2. Врачи скорой помощи:
Угрозы: агрессия пациентов, стресс из-за принятия быстрых решений.
Условия: непредсказуемые вызовы, длительные смены.
3. Спасатели МЧС:
Угрозы: работа в условиях пожаров, затоплений, аварий.
Условия: физическое и эмоциональное истощение.
Задание 6. Влияние профессиональной деятельности на личность
1. Примеры влияния:
Спасатели: формирование высокой стрессоустойчивости, но также риск развития ПТСР.
Врачи: повышенная эмпатия, но риск эмоционального выгорания.
Военные: дисциплина и выдержка, но также риск замкнутости и агрессивности.
2. Особенности:
Постоянное пребывание в состоянии повышенной готовности.
Развитие лидерских качеств и способности принимать решения в условиях неопределённости.
Высокий уровень ответственности за жизни других людей.
Задание 7. Сравнительная таблица функциональных состояний сниженной работоспособности
Критерии Утомление Монотония Психическое пресыщение Стресс (напряженность)
Условия возникновения Продолжительная работа без отдыха Однообразная, повторяющаяся работа Избыточная нагрузка на психику Воздействие угроз, высокая ответственность
Особенности протекания Снижение физической и умственной активности Замедление когнитивных процессов Ухудшение концентрации, раздражительность Повышение уровня тревожности, напряжения
Субъективные ощущения Усталость, сонливость Скука, апатия Раздражение, усталость от информации Тревога, паника или агрессия
Доминирующая мотивация Желание отдохнуть Желание сменить вид деятельности Желание прекратить воздействие Стремление справиться с ситуацией
Сравнительная характеристика Физиологическое истощение Снижение эмоциональной вовлечённости Психическое перенапряжение Активизация ресурсов организма
Задание 8. Анализ индивидуальной диагностики профессионального стресса
Шкалы Т-баллы Уровень стресса
Условия и организация труда 48,10 Выраженный
Субъективная оценка профессиональной ситуации 68,87 Предельно высокий
Вознаграждение за труд и социальный климат 61,35 Высокий
Переживание острого стресса 55,40 Высокий
Переживание хронического стресса 46,20 Выраженный
Личностные и поведенческие деформации 42,19 Умеренный
Общий индекс стресса 54,77 Высокий
Индекс социальной желательности 43,34 Достоверная оценка
1. Шкалы диагностики стрессоров:
Профессиональные стрессоры: «условия и организация труда», «Субъективная оценка профессиональной ситуации»; организационные стрессоры: «Вознаграждение за труд и социальный климат».
2. Стрессогенные факторы контекста: затруднённые условия труда (дефекты рабочего места, шум), недостаточная самостоятельность в работе, невостребованность профессионального опыта.
3. Симптомы острого и хронического стресса:
Острый: сниженное общее самочувствие, хаотичность действий.
Хронический: нарастание тревожности, психосоматические симптомы (мигрени, спазмы).
4. Профессионально-личностные деформации:
Признаки «выгорания»: раздражение, разочарованность.
Поведенческие риск-факторы: усиленное курение, переедание.
5. Рекомендации по снижению стресса: организация более комфортных условий труда (уменьшение шума, оптимизация рабочего места), увеличение автономии сотрудника, предоставление возможности для творчества, введение системы положительной обратной связи, обучение методам управления стрессом (релаксация, тайм-менеджмент).
Практическое занятие по теме № 2
«Базовые принципы и методы кризисного консультирования»
Задание 1. Дебрифинг
1. Психологический дебрифинг. Это методика, направленная на проработку недавно пережитых травматических событий. Её суть состоит в том, чтобы провести структурированную беседу со всеми участниками экстремальных событий (терактов, военных действий). Данная методика актуальна для оказания экстренной психологической помощи. Таким образом, дебрифинг является важным методом неотложной психологической помощи.
2. Правила проведения дебрифинга:
Дебрифинг проводится в изолированном помещении. Группа должна быть защищена от внешних вмешательств – например, телефонных звонков и пр. Оптимальное количество участников дебрифинга – 8–12 человек.
Дебрифинг должны проводить специально подготовленные специалисты. Они должны быть знакомы с кризисной работой, уметь работать с тревогой, агрессией и др., уметь минимизировать последствия переживаний острых состояний. В ходе дебрифинга необходимо сохранять нейтральность, эмпатию, внимательность, несмотря на сильные эмоции от услышанного. Участие посторонних лиц, не имеющих отношения к травматическому событию, категорически запрещено.
Время сессии – 60–90 минут без перерывов. Время оговаривается с участниками в начале сессии.
Задание 2
1. «Психологическое консультирование в условиях кризиса: современные подходы»
2. «Эффективность методов кризисного консультирования в работе с подростками»
3. «Роль кризисного консультирования в преодолении посттравматического стрессового расстройства»
Задание 3. Эссе
Кризисная помощь – это специализированная форма психологической и социальной поддержки, направленная на быстрое восстановление эмоционального состояния человека, оказавшегося в чрезвычайной ситуации. Основные принципы кризисной помощи включают конфиденциальность, безоценочное отношение, оперативность, индивидуальный подход и профессионализм. Соблюдение этих принципов – ключ к эффективному и этичному взаимодействию с пострадавшим.
Каждый принцип кризисной помощи играет свою важную роль в процессе оказания поддержки. Конфиденциальность обеспечивает доверие между специалистом и пострадавшим. Осознание того, что личная информация не будет раскрыта, позволяет человеку быть более открытым и откровенным. Безоценочное отношение исключает риск осуждения или непонимания, что особенно важно в моменты, когда человек уязвим. Оперативность необходима, чтобы минимизировать негативные последствия травматического события, пока человек находится в состоянии шока. Индивидуальный подход учитывает особенности личности и ситуации, повышая эффективность помощи. Профессионализм гарантирует, что помощь будет оказана на должном уровне, избегая некомпетентных действий, способных усугубить состояние пострадавшего.
Нарушение принципов кризисной помощи может привести к следующим негативным последствиям:
Утрата доверия. Если конфиденциальность нарушена, человек может отказаться от дальнейшей помощи, замкнуться в себе.
Эскалация кризиса. Без оперативного вмешательства кризисное состояние может усугубиться, перейдя в хроническую форму.
Повышение уровня стресса. Без индивидуального подхода помощь может быть неэффективной или даже навредить, усиливая переживания пострадавшего.