Фрагмент для ознакомления
2
Практическое занятие по теме №1
«Развитие проблематики копинга в рамках основных теоретических
ориентаций современной психологии»
Задание 7*. Ниже представлены пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость по отношению к трудным ситуациям и их преодолению.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
• Терпение и труд все перетрут.
• Воля и труд дивные всходы дают.
• Без труда и отдых не сладок.
• Сталь закаляется в огне, человек – в борьбе и в трудностях.
• Работу делают умением, трудность преодолевают согласием.
• Кто бежит от малой трудности, очутится перед большей.
• За трудностями следуют облегчения.
• Борись с трудностями умом, а с опасностями – опытом.
• Не справившись с трудностями, блинов не попробуешь.
• Один в поле не воин.
• Потеряешь час утром и будешь бегать за ним весь день (английская поговорка).
• Косить сено, пока солнце светит, – это правильно. Отправляться на рыбалку во время сбора урожая – это глупо (Ветхий Завет: Книга Притчей Соломоновых).
• Если мы сталкиваемся лицом к лицу с преградами, следуя в
правильном направлении, все, что нам нужно сделать, – это продолжить свой путь (буддийская пословица).
• Драгоценный камень не отполируется без трения, человек не достигнет совершенства без испытаний (китайская пословица).
• Если Аллах закрывает серебряную дверь, значит, он открывает золотую (турецкая пословица).
Вопросы для анализа пословиц и поговорок:
1. Объясните подробно смысл каждого утверждения.
2. Как соотносятся стресс (трудности) и совладание (преодоление) в фольклоре?
3. Какова роль воли и жизненного опыта в преодолении трудностей?
4. В чем культурная специфика преодоления затруднений?
Ответ:
Анализ пословиц и поговорок о преодолении трудностей
1. Смысл каждого утверждения:
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Успех достигается только приложенными усилиями. Легко ничего не достается.
• Терпение и труд все перетрут Настойчивость и упорный труд позволяют преодолеть любые препятствия. Время и усилия – ключи к успеху.
• Воля и труд дивные всходы дают
Сильная воля, дополненная упорным трудом, приводит к замечательным результатам. Подчеркивается важность внутренней мотивации.
• Без труда и отдых не сладок
Удовольствие от отдыха тем сильнее, чем больше усилий было приложено к работе. Отдых ценен как награда за труд.
• Сталь закаляется в огне, человек – в борьбе и в трудностях
Трудности и испытания укрепляют характер и делают человека сильнее, подобно тому, как огонь закаляет сталь. Аналогия с физическим процессом подчеркивает трансформационный эффект трудностей.
• Работу делают умением, трудность преодолевают согласием
Эффективность работы зависит от навыков, а преодоление трудностей – от совместных усилий и сотрудничества. Подчеркивается важность как индивидуальных, так и коллективных навыков.
• Кто бежит от малой трудности, очутится перед большей
Избегание маленьких проблем приводит к более серьезным последствиям в будущем. Промедление и уклонение усугубляют ситуацию.
• За трудностями следуют облегчения
После преодоления трудностей наступает период облегчения и улучшения ситуации. Это напоминание о временном характере трудностей.
• Борись с трудностями умом, а с опасностями – опытом
Для решения проблем нужен разумный подход, а для предотвращения опасностей – накопленный опыт. Разделение стратегий в зависимости от характера проблемы.
• Не справившись с трудностями, блинов не попробуешь
Чтобы получить желаемый результат (блины – символ успеха, награды), необходимо преодолеть препятствия на пути к нему. Успех – результат преодоления трудностей.
• Один в поле не воин
В сложных ситуациях необходима помощь и поддержка других людей. Подчеркивается важность коллективной работы и взаимопомощи.
• Потеряешь час утром и будешь бегать за ним весь день
Неэффективное использование времени в начале дня приводит к необходимости компенсировать потерю в течение всего дня. Важно ценить и рационально использовать время.
• Косить сено, пока солнце светит, – это правильно. Отправляться на рыбалку во время сбора урожая – это глупо
Необходимо сосредоточиться на важных задачах и не отвлекаться на второстепенные дела в неподходящее время. Призыв к приоритезации и целеустремленности.
• Если мы сталкиваемся лицом к лицу с преградами, следуя в правильном направлении, все, что нам нужно сделать, – это продолжить свой путь
Настойчивость и уверенность в правильности выбранного пути помогают преодолевать препятствия. Фокус на целеустремленности и вере в себя.
• Драгоценный камень не отполируется без трения, человек не достигнет совершенства без испытаний: Испытания и трудности необходимы для личностного роста и развития. Аналогия с обработкой драгоценных камней подчеркивает необходимость «шлифовки» личности.
• Если Аллах закрывает серебряную дверь, значит, он открывает золотую: Даже в случае неудачи есть возможность для лучшего исхода. Вера в высшие силы и надежда на благоприятный исход.
2. Как соотносятся стресс (трудности) и совладание (преодоление) в фольклоре?
Фольклор рассматривает стресс (трудности) как неотъемлемую часть жизни, необходимую для развития и достижения успеха. Совладание (преодоление) – это активный процесс, требующий усилий, терпения, воли, умений и часто – коллективной работы. Преодоление трудностей не только решает конкретную проблему, но и формирует характер, закаляет личность, делает человека мудрее и сильнее.
3. Какова роль воли и жизненного опыта в преодолении трудностей?
Воля – это внутренняя сила, которая мотивирует человека к действию, помогает ему преодолевать препятствия и не сдаваться перед трудностями. Жизненный опыт – это накопленные знания и навыки, позволяющие лучше понимать ситуации, предвидеть возможные
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-19.
2. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями, М., 2011.
3. Карабущенко Н.Б. Стефанишина М.В. Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия E-mail: mar.stefanishina@mail.ru Особенности преодоления стресса студентами-психологами.
4. Киселева А. А. Козлов В. В., Малых Т. А. Копинг-стратегии будущих педагогов // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 118-129.
5. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008 С. 55-65.
6. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 5. С. 20-30.
7. Останина Н.В. аспирант, г. Смоленск Ostanina Nadezhda Vladimirovna Postgraduate Smolensk Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся, 2009.
8. Усманова Э.З., К вопросу о психологических путях борьбы со стрессом. - В сб.: Психология фани 21 асрда. Халкаро илмий - амалий анжуман материаллари, Тошкент, (2-3 окт., 2002 й.).