Фрагмент для ознакомления
2
Задание № 1
Опишите предположительный характерологический профиль испытуемого, а также его склонность к тем или иным психическим заболеваниям по данным, полученным по опроснику К. Леонгарда. Профиль следует описать по следующим критериям: сложный/простой/удобный характер, степень самореализации, склонность к психопатии и/или психическим расстройствам, ярко выраженные акцентуации характера с их описанием, наличие признаков адаптации/дезадаптации в поведении.
А. Все черты характера выражены слабо и не превышают 12 баллов по опроснику К. Леонгарда.
Б. Испытуемый имеет 24 балла по шкале гипертимности, 22 балла по шкале возбудимости, 18 баллов по шкале эмотивности и 18 баллов по шкале демонстративности, остальные шкалы не превышают 12 баллов.
В. Испытуемая имеет 24 балла по шкале тревожности, 24 балла по циклотимности, 20 баллов по дистимности, 22 балла по эмотивности, 18 баллов по возбудимости, остальные шкалы – ниже 12.
Г. Испытуемый получил 24 балла по педантичности, 22 балла по застреванию (ригидности), 20 баллов по гипертимности, 18 баллов по тревожности, остальные шкалы – ниже 12.
Д. Испытуемая имеет 18 баллов по шкале гипертимности, 18 баллов по шкале эмотивности, 16 баллов по шкале демонстративности, 16 баллов по шкале ригидности (застревания), остальные шкалы не превышают 12 баллов.
Решение:
- А. Все черты характера выражены слабо и не превышают 12 баллов по опроснику К. Леонгарда.
Если все черты характера выражены слабо и не превышают 12 баллов по опроснику К. Леонгарда, то это свидетельствует о том, что свойство не выражено.
Б. Испытуемый имеет 24 балла по шкале гипертимности, 22 балла по шкале возбудимости, 18 баллов по шкале эмотивности и 18 баллов по шкале демонстративности, остальные шкалы не превышают 12 баллов.
склонность к психопатии и/или психическим расстройствам.
В. Испытуемая имеет 24 балла по шкале тревожности, 24 балла по циклотимности, 20 баллов по дистимности, 22 балла по эмотивности, 18 баллов по возбудимости, остальные шкалы – ниже 12.
Сложный характер
Г. Испытуемый получил 24 балла по педантичности, 22 балла по застреванию (ригидности), 20 баллов по гипертимности, 18 баллов по тревожности, остальные шкалы – ниже 12.
Педантичность (24 балла) указывает на то, что человек аккуратен, стремится поддерживать порядок во всём и всюду. Ригидность (застревание) (22 балла) говорит о том, что человек обидчив, помнит оскорбления, но не мстит им. Гипертимность (20 баллов) означает, что человек энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам и авантюрам.
Тревожность (18 баллов) указывает на то, что человек испытывает чувство страха адекватно ситуации.
Остальные шкалы с показателями ниже 12 баллов могут характеризовать личность, которая стремится показаться социально нормативной, «хорошей», как ей это кажется. Обычно такие люди демонстрируют сниженную самокритичность, ведут себя претенциозно, неискренни.
Д. Испытуемая имеет 18 баллов по шкале гипертимности, 18 баллов по шкале эмотивности, 16 баллов по шкале демонстративности, 16 баллов по шкале ригидности (застревания), остальные шкалы не превышают 12 баллов.
Гипертимность 15-18 баллов
Можем предполагать высокий уровень жизненной активности, склонность демонстрировать активную личностную позицию по широкому кругу вопросов. Стремление к проявлению инициативы, активному установлению контактов и поддержанию широкого круга общения.
Начиная от такого уровня можем предполагать определенный лидерский потенциал личности.
Эмотивность 18 баллов - Отмечается высокая чувствительность к средовым влияниям, склонность к волнению, переживанию.
Демонстративность 16 баллов.
Такие показатели означают, что поведение характеризуется более широким набором ролей, способность гибко менять линию поведения при неожиданном изменении обстоятельств. Также есть элементы наигранности и искусственности в поведении, определённая способность демонстрировать окружающим то, что они хотят видеть. Ещё такой результат может говорить о потенциале к работе с аудиторией, потребности действовать на показ и демонстрировать окружающим факты, которые показывают человека с выгодной стороны. Также есть выраженная потребность в положительной оценке своих действий, чувствительность к похвале.
16 баллов по шкале ригидности (застревания).
Для людей с таким показателем характерна:
• Склонность долго переживать сильные чувства. Обиду, гнев, страх они могут не затухать или вспыхивать с новой силой спустя недели, месяцы, даже годы.
• Честолюбие и высокая мотивация достижений. Стремление к социальному успеху, к достижению желаемого авторитета среди окружающих.
• Устойчивость намерений при достижении цели, достаточная ориентация на результат.
• Принципиальность и неуступчивость в спорных ситуациях. Возможность провоцировать или поддерживать конфликтные ситуации.
• Неуживчивость при несовпадении ценностей или личных интересов. Разделение окружающих на «своих» и «чужих».
• Заметная обидчивость и избирательная уязвимость. Обиды и оскорбления долго помнятся, может проявляться мстительность, злопамятность.
Остальные шкалы с показателями ниже 12 баллов могут характеризовать личность, которая стремится показаться социально нормативной, «хорошей», как ей это кажется. Обычно такие люди демонстрируют сниженную самокритичность, ведут себя претенциозно, неискренни.
Задание № 3
Проведите дифференциальную диагностику психопатии/акцентуации характера у взрослого испытуемого по 2-м тестам: опросник К. Леонгарда и опросник MMPI. Напишите заключение по испытуемому, на предмет наличия/отсутствия у него явных или скрытых акцентуаций характера/психопатий, а также сопоставьте эти результаты с показателями по тесту К. Леонгарда.
Напишите заключение по характеру испытуемого, опишите его акцентуации характера, а также сопоставьте их с показателями по тесту MMPI, с целью определения наличия/отсутствия акцентуаций характера или психопатии/социопатии. Необходимо приложить скриншот ответов и характерологического профиля испытуемого по тестам, а также написать обобщенное заключение по 2-м тестам. Кроме того, профиль по тесту MMPI нужно анализировать, преимущественно, по шкалам, отражающих психопатические /социопатические тенденции в профиле испытуемого.
Решение:
Заключение по данным экспериментально-психологического исследования испытуемой
И. В. П. 52 года от 07.08.2023 года
Больная В.П., 57 лет, образование высшее, болеет около года. Состояние ухудшилось после смерти матери год назад. Пациентка обратилась с жалобами на трудности в засыпании, ранние пробуждения, тревожность, сложность в сосредоточении, плохую память и на плохое состояние здоровья. С 1990 года находится на инвалидности по заболеванию бронхиальной астмой. К настоящему времени имеет уже целый «букет» заболеваний: остеохондроз грудного и шейного отдела, ревматоидный артрит, снижено зрение на 7 диоптрий, узловой зоб, мастопатия грудных желез, заболевание желудочно-кишечного тракта. Со слов испытуемой последнее время (приблизительно 2-3 месяца), появилась, повышенная раздражительность. Она может из-за мелочи рассердиться, нагрубить своим родственникам, а потом, успокоившись, очень сожалеет, что «вышла из себя», причем даже незначительная неприятность, способна вызвать у нее бурную эмоциональную реакцию. Состояние ухудшилось после ухода дочери из дома (дочь сообщила, что уже взрослая и хочет самостоятельности). В.П. осталась дома с племянником и очень боится, что и он уйдет к своей девушке жить. У пациентки обострились: неуверенность в себе, появилось чувство вины перед дочерью, чувство внутренней напряженности и тревоги, снизилось настроение, возникли проблемы с памятью.
Из анамнеза жизни.
Испытуемая помнит себя с 5лет. Росла в полной семье: мама, папа, брат и сестра. В детстве часто болела простудными заболеваниями. По счету 2ой ребенок, Отношения с братом не были близкими т. к. по характеру он был жалостливым и часто носил продукты соседской многодетной семье, за что В.П. его укоряла, т. к. им самим жилось очень трудно, мама и папа много работали. В 14 лет брат трагически погиб. В.П. в то время было 11 лет и она, как поясняет, смерти не понимала. Больше времени проводила с мамой и водилась с младшей сестрой. Мама по характеру была спокойная, добрая и обидчивая. Папа шумный, любил выпивать и устраивать скандалы. После рождения первого ребенка у мамы испытуемой началась послеродовая депрессия. Она не разговаривала с членами семьи около года. В детстве испытуемую хвалили за старательность, за хорошее выполнение поручений, за исполнительность и помощь людям. Наказывали за тем, что не отпускали играть на улицу, пока она не переделает все дела. Испытуемая воспринимала это как несправедливость и тяжело переживала (стоял комок в горле, обида). Лидером в семье была мама. В настоящее время В.П. работает дистрибьютором в компании «Орифлейм», работа нравиться тем, что есть гибкий график и немного общения с людьми, где она хоть как-то чувствует свою значимость в этой жизни.
Целью экспериментально - психологического обследования явилось получение дополнительных экспериментально-психологических сведений относительно особенностей протекания психических процессов, особенностей эмоционально-поведенческой сферы, а также уточнение особенностей личности для определения актуального психологического статуса обследуемой.
Для исследования использованы следующие методики: для исследования психологических особенностей – типа темперамента тест Русалова, для исследования личности опросник MMPI, тест на исследование акцентуации характера Леонгарда-Шмишека.
Особенности контакта.
Испытуемая идет на сотрудничество с психологом. Контакт устанавливает неформальный. Эмоциональный фон изменчивый, испытуемая несколько возбуждена, коммуникативная жестикуляция интенсивная, много мелких движений (часто поочередно трет пальцы левой руки правой и наоборот), визуальный контакт поддерживает. Интонации речи резко меняющиеся падающие, когда испытуемая говорит о трудностях и восходящие, когда испытуемая возмущается, словарный запас средний. В речи наблюдаются персеверации («Это… как её… как сказать-то…), при затруднениях частое невнятное бормотание под нос, как будто хаотичные рассуждения о том, как лучше выполнить задание. При сильном волнении появляются запинки в речи. Трудоспособность и продуктивность работы при эмоциональной поддержке достаточная. Темп работы умеренный.
Результаты исследования.
Оценка структуры темперамента В. М. Русалова. Контрольная шкала составила 17 баллов, что говорит о способности испытуемой адекватно оценивать свое поведение. Психомоторная сфера - эргичность (ЭРМ) находится в интервале средних значений (32 балла), что говорит о нормальном мышечном тонусе, обычной двигательной активности и средневыраженном стремлении к физическому напряжению, средней мышечной работоспособности. Пластичность (ПМ) находится в интервале среднего значения – 31 балл, что означает типичную для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда. Скорость психомоторная (СМ) находится интервале низких значений - 25 (низкие баллы), что означает заторможенность психомоторики, низкую скорость двигательных операций при выполнении ручного труда. Психомоторная эмоциональность (ЭМ) находится в интервале высоких значений – 39 баллов, что характеризует испытуемую как человека обладающего высокой чувствительностью, испытывающем сильное эмоциональное переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.
Индексы активности:
Индекс психомоторной активности - ИПА = ЭРМ+ПМ+СМ, ИПА= 32+31+25=88 значение в интервале нормы (78 до 102)
Индекс интеллектуальной активности - ИИА = ЭРИ+ПИ+СИ, ИИА=17+21+28=66 значение ниже интервала нормы (норма от 78 до 102)
Индекс коммуникативной активности - ИКА=ЭРК+ПК+СК, ИКА=25+30+29=84 значение в пределах интервала нормы (норма от 78 до 102)
Индекс общей активности - ИОА=ИПА+ИИА+ИКА, ИОА=88+66+84=238 значение находится в пределах нижней границы нормы (норма от 234 до 306)
Индекс общей эмоциональности - ИОЭ=ЭМ+ЭИ+ЭК, ИОЭ=36+40+39=115 значение выше интервала нормы (норма от 78 до 102)
Индекс общей адаптивности - ИОАД=ИОА-ИОЭ, ИОАД=238-115=123 показатель ниже интервала нормы (при норме от 132 до 228, 180+48)
Во всех сферах (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной показатель эмоциональности выше интервала нормы, что говорит о следующих