Фрагмент для ознакомления
2
Эта работа посвящена учению Ф. Бэкона о правде и ошибках. Бэкон является представителем эмпиризма эпохи Нового времени. Изучение данной темы особенно важно, так как развитие эмпиризма обогатило философию науки новыми методами исследования, а эмпирики переосмыслили суть и задачи науки. Ф. Бэкон разработал и обосновал применение индуктивного метода, который помогает преодолевать предрассудки и ложные представления в процессе познания. Таким образом, концепция Бэкона считается одной из ключевых в развитии теории познания. Без сомнения, эта теория сильно повлияла на становление научной методологии.
Главная цель работы – рассмотреть идеи Ф. Бэкона относительно истины и заблуждений на основе труда «Новый Органон».
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать историко-философский контекст развития гносеологической концепции Бэкона.
2. Дать характеристику эмпиризма в гносеологической концепции Ф. Бэкона.
3. Рассмотреть основные идеи и направления философии Бэкона, касающиеся ложных представлений.
4. Проанализировать метод преодоления заблуждений и поиска истины Ф. Бэкона.
5. Сформулировать выводы по исследованию.
Объект исследования – эмпиризм Нового времени.
Предмет исследования – концепция Ф. Бэкона.
1.Историко-философский контекст развития гносеологической концепции Ф. Бэкона
В эпоху Нового времени изменения в гносеологических подходах связаны с появлением идеологии индивидуализма. Индивидуализм представляет собой систему мировосприятия, включая этические и нравственные критерии, а также правила человеческого поведения, в том числе в познавательной сфере. У индивидуализма как взглядов на этику существуют определенные основные принципы. Во-первых, индивидуализм предполагает, что интересы индивида превосходят общественные. Во-вторых, утверждается, что личность является наивысшей ценностью, и, следовательно, должна обладать всеми благами и свободой, чтобы чувствовать гармонию. Рассматриваемая эпоха предъявляет новые требования к познанию. Знания перестают быть уделом узкой группы просвещённых лиц. Философы и учёные, изобретатели и авантюристы стремились сделать знания доступными для больших масс. В европейской традиции формируются два основных подхода к изучению природных и социальных процессов: рационалистический и эмпирический. Различия между этими методологиями весьма значительны. Сторонники эмпиризма полагали, что человеческий разум не содержит ничего, что не было бы получено через ощущения. Чувства считаются самым надежным источником знаний. В свою очередь, сторонники рационализма утверждали, что истина коренится в разуме, обладающем врожденными идеями, то есть осознанием окружающего мира еще до опыта1. Далее мы проанализируем основные идеи учения Ф. Бэкона об истине и ошибках.
2.Проблема истинности в познании и ее достижения посредством метода в гносеологии Ф. Бэкона
Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был известен как один из основоположников эмпиризма в Новое время. Подобно многим другим протестантским философам, Бэкон считал, что философия должна сосредоточиться на создании нового метода научного познания и
переосмыслении целей и содержания науки в отличие от средневекового подхода. По его мнению, научное знание должно служить благу человечества. Бэкон полагал, что наука не должна быть самоцелью; она имеет место только как часть практической жизни, дающая ей оправдание в обществе. Все науки, в его понимании, стремятся к тому, чтобы расширить контроль человека над природными процессами2.
Основным фокусом его научных исследований является теория метода. Он полагал, что метод может стать мощной силой трансформации для проведения различных исследований. Рассмотрены особенности индуктивного и дедуктивного методов. Разработан и описан конкретный подход для исследований, основанный на заполнении пяти таблиц. Основные термины: эмпиризм, материализм, индукция, дедукция, метод, исследование.
А.В. Федосеенков утверждал, что объективная реальность служит источником совершенствования личности и средой, в которой формируется определенная субъективность. Метод английского эмпиризма зиждился на верификации опыта как основного элемента. Познание само по себе является отражением внешнего мира в человеческом сознании и начинается с чувственного восприятия и исследования окружающей среды. В своих рассуждениях Бэкон отмечал, что одним из главных доказательств является опыт, полученный через эксперимент. Тем не менее, он не был приверженцем крайнего эмпиризма. Это подтверждается его идеей деления опыта на плодоносный и светоносный. Больше всего он ценил плодоносный опыт, имеющий практическую значимость для научных исследований. Об этом он подробно писал в «Новом Органоне», где подчеркивал важность практических изобретений для истинной философии3.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ушаков, Е. В. Философия и методология науки : учебник и практикум для вузов / Е. В. Ушаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02637-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536434 (дата обращения: 16.12.2024).1. Бэкон Ф. Новый органон.// http://lib.ru/FILOSOF/BEKON/nauka2.txt
2. Водопьянов Владимир Николаевич. Социокультурные основания новоевропейской рациональности : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01, 09.00.03 : Ростов н/Д, 2005 149 c. РГБ ОД, 61:05-9/593 [Электронный ресурс]
3. Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света. /Электронный ресурс//http://sbiblio.com/biblio/archive/dekart_istina/
4. Ершов А.К., Федосеенков А.В. Эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона.// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38547460&
5. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы / Л. А. Микешина. — М.: Прогресс — Традиция, 2002.
6. Субботин А. Л. Ф. Бэкон. М.: Мысль, 2014. 175 c.
7. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений./Под ред. В.П. Кохановского. //URL http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohan_fil/
8. Фролов И.Т. Введение в философию. Режим доступа: https://mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/frolovintro/chapter1_5.php
9. Щеглова М.И., Асамбаев Д.С., Адзитаров М.А. Методология Ф. Бэкона: «Новый органон».// https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-f-bekona-novyy-organon