Фрагмент для ознакомления
2
Стадии конкурсного производства
Стадия конкурсного производства, которую специалисты в области банкротства также называют «стадией реализации имущества должника», является финальным этапом в процессе банкротства. На этом этапе имуще-ство должника продается через аукционы на специализированных элек-тронных торговых площадках (ЭТП), чтобы покрыть долги или их часть перед кредиторами.
Эта стадия активируется, когда предыдущие этапы, такие как наблю-дение, финансовое оздоровление и внешнее управление, не приводят к значительным улучшениям, и должник по-прежнему не может выплатить долги. Арбитражный суд, рассматривающий дело банкротства, может вве-сти конкурсное производство на срок до шести месяцев, с возможностью продления на аналогичный период по ходатайству участника процесса.
С момента установления арбитражным судом конкурсного произ-водства, наступает момент исполнения денежных обязательств, возникших до его начала, прекращается начисление штрафных санкций, таких как проценты, пени, и другие неустойки, за исключением обязательств по те-кущим платежам. В рамках конкурсного производства могут быть предъ-явлены все требования кредиторов, касающиеся денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих, а также требования по признанию прав собственности и другие имущественные претензии.
Оценка и продажа имущества является ключевой стадией в конкурс-ном производстве, которое проводится в соответствии с законодатель-ством, а именно согласно статье 130 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
На этом этапе происходит оценка имущества должника для его по-следующей реализации через систему открытых торгов. Эти торги доступ-ны для участия всем желающим и могут принимать форму аукциона или публичного предложения.
В процессе аукциона, участники соревнуются, повышая стоимость предложения, до тех пор, пока не будет определен победитель. Этот метод подразумевает, что цена может только увеличиваться. Если аукцион не со-брал достаточного количества заявок (менее двух), он считается несосто-явшимся. Тем не менее, участник, подавший заявку, получает право на по-купку имущества должника .
В ситуации, когда на аукцион не поступает ни одной заявки, органи-заторы назначают повторный аукцион по упрощенным условиям с начальной ценой, сниженной на 10% от первоначальной. Если и на по-вторный аукцион заявок не поступает, имущество выставляется на прода-жу через публичное предложение с начальной ценой, еще раз сниженной на 10%, и дальнейшим постепенным снижением до установленной мини-мальной цены.
В случае неудачи на этапе публичного предложения, когда на иму-щество не поступило ни одной заявки, имущество может быть предложено для повторных торгов, продано непосредственно через прямой договор купли-продажи или передано кредитору в счет погашения задолженности.
С началом процедуры банкротства у управляющего появляется ряд важных полномочий, описанных в статье 189.78 «О несостоятельности (банкротстве)». Ключевым аспектом является необходимость соблюдения принципов добросовестности и разумности в действиях, предусмотренных во втором пункте той же статьи, касающихся управления кредитными ор-ганизациями. Однако возникает вопрос о целесообразности этого требова-ния, поскольку оно дублирует общие принципы гражданского права, при-менимые ко всем участникам гражданско-правовых отношений, включая управляющих по банкротству. Таким образом, предложение заключается в исключении упоминания этих требований из закона о банкротстве, по-скольку они и так являются обязательными к соблюдению.
После официального признания организации банкротом, управляю-щий обязан в пятидневный срок внести данные в Единый федеральный ре-естр сведений о банкротствах и опубликовать объявление в «Коммер-сантъ» и Вестнике ЦБ РФ. Это действие открывает процедуру банкротства и информирует заинтересованные стороны о текущем статусе организа-ции .
Кроме того, закон о банкротстве предусматривает комплекс мер для обеспечения прав кредиторов. Включение информации в Федеральный ре-естр о финансовом состоянии организации, доступных средствах, расхо-дах и порядке расчетов с кредиторами позволяет прозрачно и эффективно управлять процессом банкротства. Обновление этой информации каждые три месяца, включая данные о выявленном имуществе и недействительных сделках, обеспечивает все стороны актуальной информацией о ходе кон-курсного производства.
Фрагмент для ознакомления
3
Учебная и научная литература
7. Адамова В.Б., Марков П.А., Спахова Н.М. Проблемные вопро-сы практики применения законодательства о банкротстве // Вестник Ар-битражного суда города Москвы. - 2018. - № 4. - С. 78-89.
8. Баранова А.Б. Институт несостоятельности (банкротства) в правовой системе России и зарубежных стран: теория и практика право-применения: монография / А.Б. Баранова. - М.: Юстицинформ, 2020. - 360 с.
9. Гонорский А.С. Процедуры банкротства юридических лиц в российском законодательстве // Форум молодых ученых. - 2020. - №7. - С.45 – 50.
10. Гусенков А.Д. Особенности открытия конкурсного производ-ства и формирование реестра требований кредиторов при несостоятельно-сти (банкротстве) кредитной организации // Молодой ученый. - 2022. - № 49 (444). - С. 350-354.
11. Нураденов Р.Х. Проблемы конкурсного производства при банкротстве предприятий // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 379-381.
12. Полещук Т.А. Банкротство юридических лиц в России // Наука и право. - 2021. - № 9. - С. 126-137.
13. Пономарева Н.С. Проблемы правового регулирования и выяв-ление признаков преднамеренного банкротства // Правовой альманах. - 2021. - № 4(8). - С. 21-29.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [часть пер-вая]:федер. закон от 30 нояб. 1994 № 51–ФЗ [ред. от 08.08.2024] // Собра-ние законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Арбитражно–процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2002 г. №95–ФЗ [ред. от 08.08.2024] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 29 июля – №30. – ст. 3012.
4. Гражданско–процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14 ноября 2002 г. №138–ФЗ [ред. от 26.10.2024] // Собра-ние законодательства РФ. – 2002. – 18 ноя. – №46. – ст. 4532.
5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 №№ 127-ФЗ (в ред. от 08.08.2024) // Собрание законода-тельства РФ. – 2002. – № 43. – Ст. 4190.
Материалы судебной практики
6. О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмот-рением дел о банкротстве: Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 (ред. от 21.12.2017) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Россий-ской Федерации. 2012. № 8.