Фрагмент для ознакомления
1
Задание 1. Составьте методические рекомендации учителю-дефектологу для обследования ребенка в ПМПК и определению специальных условий образования.
Задание 2. Составьте программы обследования (изучения) детей в ПМПК в виде таблиц, подберите необходимые методики (пробы) для обследования согласно возрасту и целям по следующему плану.
2.1. Программа психолого-педагогического изучения ребенка
2.2. Программа логопедического обследования ребенка
2.3. Программа тифлопедагогического обследования ребенка
2.4. Программа сурдопедагогического обследования ребенка
Задание 3. Составьте алгоритм обследования семьи, имеющей ребенка с ОВЗ и консультирования родителей. Представьте программу психологического обследования в виде таблицы:
Задание 4. Проведите сравнительную характеристику ПМПК и ПМПк и заполните таблицы.
Задание 5. Распечатайте документы («Протокол обследования ребенка» и «Заключение территориальной (центральной) психолого-медико-педагогической комиссии»), заполните синей пастой, скан/фото документов необходимо вставить в файл (Word) и прикрепить в соответствующую папку на портале. Для обследования можете взять 2 ребенка любого возраста, диагнозы должны быть разными. ФИО, адрес и другие конфиденциальные данные должны быть изменены. В случае невозможности проведения реального обследования, можно взять виртуальные данные. Помните, что Вы на данном этапе студенты, а не штатные работники ПМПК. Критерием оценивания данного задания служит грамотность заполнения форм, а не результаты и качество проведения обследования.
Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Составьте методические рекомендации учителю-дефектологу для обследования ребенка в ПМПК и определению специальных условий образования.
Методические рекомендации для учителя-дефектолога по обследованию ребенка в ПМПК и определению специальных условий образования
Обследование ребенка в рамках психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является важным этапом в определении его образовательных потребностей и разработке специальных условий обучения. Учитель-дефектолог играет ключевую роль в данном процессе, поскольку он не только проводит диагностику, но и формирует рекомендации, которые станут основой для индивидуальной образовательной программы.
Основные этапы обследования
1. Подготовительный этап
Изучение документации ребенка: заключения медицинских специалистов (невролога, психиатра, офтальмолога и др.); предоставленные результаты предыдущих обследований (при наличии); характеристика ребенка из образовательного учреждения (детского сада, школы).
Планирование обследования: формирование списка методов и инструментов, которые будут использоваться; учет возраста, особенностей развития и состояния ребенка; подготовка необходимых материалов (дидактических материалов, тестов, стимульных карточек).
2. Проведение обследования
Создание комфортной обстановки: учтите эмоциональное состояние ребенка; начинайте с простых заданий, постепенно переходя к более сложным.
Диагностика образовательных потребностей: оцените уровень сформированности базовых учебных навыков: чтение, письмо, счет; проанализируйте речевое развитие: произносительная сторона, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь; определите уровень познавательной активности: внимание, память, мышление; исследуйте мотивацию к обучению и уровень социализации.
Выявление ограничений жизнедеятельности: зрительные и слуховые ограничения; нарушения двигательной активности; эмоционально-волевые расстройства; особенности поведения.
Оценка адаптивных навыков: способность к самообслуживанию; уровень взаимодействия с окружающими.
3. Анализ результатов
Систематизация полученных данных: сравните результаты обследования с нормативами для данного возраста; определите зоны развития (актуальные и потенциальные).
Выявление специальных образовательных потребностей: нуждается ли ребенок в специальной образовательной программе (адаптированной основной образовательной программе, АООП) необходимость технических средств обучения; потребность в поддержке ассистента.
Формулирование рекомендаций
1. Разработка рекомендаций по обучению. Выбор образовательной программы: обучение по общеобразовательной программе с использованием методов дифференциации; обучение по АООП, разработанной с учетом специфики нарушения. Указание форм обучения: очная, заочная, дистанционная; индивидуальная или групповая форма.
2. Определение специальных условий. Организация учебного процесса: продление времени на выполнение заданий; использование индивидуальных методик обучения. Создание доступной среды: адаптация учебных материалов; обеспечение физической доступности помещения. Учет медицинских рекомендаций: коррекционно-развивающие занятия (логопед, психолог, ЛФК); ограничения по нагрузке и времени занятий.
3. Социально-психологическая поддержка. Рекомендации для семьи ребенка: обучение родителей методам поддержки ребенка; консультации по развитию социальных навыков. Согласование работы с другими специалистами (психолог, логопед, социальный педагог).