Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основное назначение прокуратуры в системе государственных органов выражается точным определением функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Основополагающей функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. В частности, на органы прокуратуры возложены задачи по своевременному выявлению, пресечению и предупреждению нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. В данном случае прокурорский надзор будет являться одной из важнейших правовых гарантий.
В соответствии с Конституцией РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, соответствующие общепринятым принципам и нормам международного права, и основному закону государства. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пенитенциарный надзор прокуратуры - это отдельный вид прокурорской деятельности, и реализовываться он будет через специальную отрасль - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Пределы и предмет прокурорского пенитенциарного надзора будут определяться с учетом требований, установленных для этих отраслей прокурорского надзора.
1. Содержание и структура прокурорского надзора за соблюдением законности в органах и учреждениях УИС
Предмет пенитенциарного надзора прокуратуры в пределах надзора за исполнением законов охватывает деятельность федеральных отраслевых органов исполнительной власти, исполняющих наказания (ФСИН России, МВД России, ФСБ России, Министерство обороны РФ) их должностных лиц, а также участников общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Предмет надзора прокурора по кругу лиц рамках специальной отрасли - прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу включает в себя деятельность администраций и самих органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
У определенной части сотрудников возникает ощущение вседозволенности и правильности своих действий из-за закрытости пенитенциарной системы, что является одним из факторов совершения преступлений, совершаемых персоналом в отношении осужденных к лишению свободы.
На основании статистических данных ФСИН России количество преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях, нестабильны, но все же идут на снижение . Снижение количества зарегистрированных преступлений в местах лишения свободы происходит из-за латентности подобного вида преступлений.
Также и многие преступления среди осужденных благодаря руководству пенитенциарных учреждений не получают огласки либо сами потерпевшие в силу особенностей субкультуры заключенных это скрывают. Все преступления, совершаемые в исправительных учреждениях, не регистрируются, чтобы не ухудшать показатели деятельности.
В предмет данного вида надзора необходимо включить законность и обоснованность освобождения осужденных от отбывания наказания по отбытии срока, условно-досрочно или по болезни .
Далее необходимо отметить, что нередки случаи, что установленные в ходе прокурорской проверки нарушения, администрацией учреждения по факту не устраняются, и носят формальный характер .
На современном этапе борьба с коррупцией является одним из основных направлений политики Российского государства. Органы исполнительной власти всех уровней уделяют повышенное внимание выявлению и предупреждению преступлений коррупционной направленности. Федеральная служба исполнения наказаний (далее: ФСИН России) не является исключением. Наряду с фиксацией преступлений данного вида осуществляется предупредительное воздействие на причины и условия, способствующие распространению коррупции, принимаются меры по ее недопущению.
В целях борьбы с коррупцией в нашей стране принято так называемое «антикоррупционное законодательство». С 2008 года Президентом Российской Федерации систематически утверждаются Национальные планы и Национальные стратегии противодействия коррупции, приняты Федеральные законы: «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ. Многие федеральные и региональные законы приведены в соответствие с требованиями законодательства о противодействии коррупции.
В связи с огромной важностью решаемых государством задач на этом направлении, центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения отводится органам прокуратуры Российской Федерации.
При этом важнейшей задачей органов прокуратуры является своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий.
О важности надзора за исполнением законов о противодействии коррупции свидетельствует и то, что в соответствии с требованиями Генерального прокурора Российской Федерации он возлагается непосредственно на прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, прокуроров специализированных прокуратур. В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации создано самостоятельное структурное подразделение – Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а в прокуратурах субъектов – соответствующие отделы, назначены старшие помощники и помощники прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.
Спектр вопросов, входящих в предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также субъектов надзора, вытекающих из требований федерального законодательства и приказов Генерального прокурора Российской Федерации, по своей сути является всеобъемлющим.
В соответствии с приказом ФСИН России от 19 мая 2006 г. № 245 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний ФСИН России имеет право принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнения уголовных наказаний и деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Противодействие коррупции - одно из приоритетных направлений в работе ФСИН России, в том числе и ее территориальных органов. На руководителей структурных подразделений возложена персональная ответственность за реализацию ведомственных плановых антикоррупционных мер. Этому способствуют принятые в ФСИН России антикоррупционные нормативные правовые акты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. От 03.07.2016) «О противодействии коррупции».
4. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
5. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 №147 «О национальном плане противодействии коррупции на 2016-2017 годы».
6. Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 (ред. 01.09.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
7. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р //Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43, ст. 5544.
Специальная литература
8. Белая Н.П. Прокурорский надзор за соблюдением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей: учебн. пособие. - Рязань: Академия ФСИН России, 2014. - С. 54.
9. Винокуров Ю.В. Прокурорский надзор: учебник/ под общ. ред. Ю.В. Винокурова. 9-е изд., перераб. и доп. - М., 2011. - С. 109.
10. Воронин О. В. К вопросу об уточнении предмета пенитенциарного надзора прокуратуры по кругу поднадзорных лиц // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 1 (15). С. 46-55.
11. Крымов А. А. Уголовно-процессуальная деятельность в уголовно-исполнительной системе: монография / Крымов А.А., Гришин Д.А., Сулейманов Т.А. - Рязань: Академия ФСИН России, 2015. С. 23.
12. Рахимова Ю.И. Актуальность прокурорского надзора в сфере исполнения наказаний // Наука и образование: тенденции и перспективы. 2015. № 1 (2). С. 94-96.
13. Устьянцева А. Д. К вопросу о проблемах соблюдения прав и законных интересов лиц в местах принудительного содержания // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 1 (40). С. 240-244.