Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Общая характеристика эпохи Средневековья 5
2. Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная проблема. 8
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Ф.Аквинский 11
Заключение 14
Литература 15
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Перед человечеством, на протяжении всей его истории стояла проблема осмысления окружающей действительности, придания смысла происходящему вокруг и собственному существованию. Острая необходимость понимания ответов на вопросы, почему мы ведем себя так, а не иначе, почему задаем себе определенные цели и задачи, выбираем те, а не другие пути их решения, привела мыслителей и исследователей к изучению ценностно-смысловой сферы личности.
Следуя научной традиции, рассмотрения аспектов психологического знания от античных времен, отметим, что несмотря на тезис М. Хайдеггера о том, что «греки не имели представления об оценивании (die Vorstellung des Wartens) и не знали понятия ценности» , все же возможно проследить аксиологические принципы со времен античной философии. Так в трудах и учениях Протагора, Сократа, Платона, Диогена Лаэртского и др. появляется и активно развивается положение об антропологической оценке бытия. В работах Платона и учениях Сократа мы можем увидеть следующее разграничение личностного приоритетно-значимого и второстепенного: «устойчивое, чистое, истинное и то, что мы называем беспримесным, может быть направлено либо на это, т. е. на вечно пребывающее тождественным себе и совершенно несмешанным, либо на то, что наиболее сродно с ним; все прочее надо назвать второстепенным и менее значительным» .
Двигаясь от Античности к Средневековью важно отметить некоторое смещение фокуса аксиологических принципов в сторону теологического понимания устройства мира. Теологическая аксиология тех лет стремится к соединению бытия человека и высшего абсолюта как источника мудрости, благочестия и истинности. В рамках этого основания происходит переоценка античных ценностей и их стремления к идеалам блага, разума и истины. Средневековье по сравнению с античностью характеризуется большим вниманием к проблемам бытия человека, ценностей и смыслов его существования.
Целью данной работы является рассмотрение философии Средневековья.
1. Общая характеристика эпохи Средневековья
Под средневековьем понимают период развития общества от древнего мира до Нового времени. Тесная связь с монотеистической религией определяет главную особенность средневековой философии. В развитии средневековой философии различают два этапа патристику и схоластику. В философию средневековья стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии. Для того чтобы понимать средневековую эпоху необходимо проникнуться менталитетом этого времени. Символика в средневековье имела огромное значение, она либо способствовала восхождению к Богу, либо падению в ад. Весь мир в его средневековом видении предстает как своеобразный храм, а сами церкви и соборы несут в себе символику, отражающую полноту Универсума, воспроизводящую его величественную структуру. Храмы были наполнены самыми разными образами, отсылающими верующих к событиям христианской истории, к деятельности святых, к их чудесам.
Эпоха средних веков воспринималась как переходный период к Новому времени и вошла в историю как «темные века», но нельзя недооценивать ее вклад и влияние на развитие философской мысли, науки, искусства.
В начале эпохи Средневековья происходят три великих события: кризис и распад Римской империи и связанный с этим кризис античной культуры; вторжение варваров, носителей иных культурных традиций, и варваризация Европы; становление христианства и оформление его окончательной победы в Европе (хотя остатки языческих культов сохранились вплоть до конца XV века).
Фрагмент для ознакомления
3
1) Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль, 1975. – 183с.
2) Вейнберг И. П. Рождение истории. М. 1993.
3) Новгородцева К.А., Семиколенов М.В. Особенности средневековой философии в воззрениях Фомы Аквинского, Августина Аврелия, Пьера Абеляра//РОССИЯ МОЛОДАЯ. Сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Редколлегия: К.С. Костиков (отв. ред.) [и др.]. Кемерово, 2022. С. 94522-94523
4) Платон. Соч.: В 4 т. Т. 3. Ч.1. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007.
5) Собянина Ю.Н., Гинатулина О.А. Философские идеи наказания в период Средних веков// ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. Сборник материалов III Международного конкурса научных разработок на русском и английском языках. Составитель Н.А. Лебедева. Пермь, 2022. С. 213-215
6) Хайдеггер М. Положение об основании. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2000.