Фрагмент для ознакомления
2
Акты нормативного характера Центрального банка РФ вступают в юридическую силу после истечения десяти дней после дня их официального обнародования в таком издании, как «Вестник Центрального банка РФ», за исключением случаев, определенных советом директоров. Нормативные акты Центрального банка РФ обратной силой не обладают.
Нормативные акты Банка России подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ в порядке, определенном для государственной регистрации актов нормативного характера органов исполнительной власти.
Банк России формирует единый централизованный механизм с вертикальной системой управления. В механизм Банка России входит центральный аппарат, учреждения по территориальному принципу, расчетные и кассовые центры, центры вычислений, учебные заведения, полевые учреждения и иные предприятия, организации, в т. ч. подразделения безопасности в Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Банк России осуществляет эмиссию денег, формирует денежное обращение и изъятие денег из обращения, занимается изданием нормативных актов по вопросам, связанным с процедурой ведения кассовых операций, норм хранения, перевозки и инкассации денег в наличной форме, проводит управление обращением денег методами экономического характера.
Взаимоотношения Банка России с коммерческими банками и иными кредитными учреждениями установлены действующим законодательством. С одной стороны, Центральный банк РФ наделен широкой властной компетенцией, связанной с управлением кредитно-денежной системой государства, а с другой – это организация, которая вступает в конкретные гражданские правоотношения с кредитными организациями.
Помимо этого, Банк России, безусловно, имеет государственно-властную компетенцию, к примеру, он обладает правом издавать акты нормативно-правового характера, являющиеся обязательными для всех участников банковских правоотношений.
Аналогичной позиции придерживается и Конституционный Суд РФ. К примеру, в пункте 2 Определения Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности части 3 статьи 37 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России») отмечается, что «Статус ЦБ РФ определен Конституцией РФ, в статье 75 которой установлено его исключительное право на эмиссию денежных средств (часть 1) и в качестве главной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Эти полномочия по собственной юридической природе следует отнести к функциям власти государства, так как их практическая реализация подразумевает использование мер принуждения со стороны государства. Нормотворческие полномочия ЦБ РФ подразумевают его исключительное право и обязанность по определению обязательных для государственных органов власти, всех граждан и организаций правил поведения по вопросам, которые относятся к его полномочиям и требуют нормативного регулирования» .
Конституционный Суд РФ устанавливает, что Центральный банк РФ – это конституционный орган, не имеющий отношения к государственным органам власти, обладающий особенным статусом и наделенной государственно-властной компетенцией.
Основываясь на правовой позиции Конституционного Суда РФ, которая была изложена в данном определении, в соответствии с которой компетенция ЦБ РФ по собственной юридической природе имеет отношение к функциям государственной власти, следует заметить, что по собственной юридической сущности ЦБ РФ признается специальным публичным органом, призванным исполнять функции государственного органа власти, не входящим в формально предусмотренную Конституцией РФ систему разделения властей.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 08.08.2024) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2024) // Российская газета, N 127, 13.07.2002
Научная и учебная литература:
4. Гуржий К.П. Особенности правового статуса Центрального Банка РФ // Журнал «Студенческий вестник». -2024. - № 11-3 (297). - С. 30-31.
5. Кременская Е.Е. Особенности правового статуса Центрального Банка РФ // Общественные и экономические науки. Сборник научных статей.- Москва. - 2023. - С. 66-69.
6. Манохин П.С. Правовой статус Центрального Банка РФ // Современное финансовое и налоговое право. Сборник научных статей. - 2023. - С. 78-81.
7. Овчинникова М.С. Конституционно-правовой статус Центрального банка РФ // Журнал «Экономика и социум». - 2020.- № 11 (78). - С. 1086-1089.
8. Пуленко Э.В. Центральный Банк РФ и его функции // Журнал «Студенческий вестник». - 2024. - № 20-15 (306). - С. 61-63.
9. Шашкин Н.С., Корнилова Н.В. О правовом статусе и деятельности Центрального Банка РФ // Актуальные исследования студентов и аспирантов в области гуманитарных, общественных, юридических и экономических наук. Сборник научных статей. - 2022. - С. 150-153.
Материалы правоприменительной практики:
11. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2001. - № 2