Фрагмент для ознакомления
2
На основе работы выявите орфографические, пунктуационные и (если проявились)
другие затруднения ученика. Предложите пути их преодоления, в том числе
с использованием ИКТ.
3. Прочитайте сказку Джанни Родари.
Солнце и туча
Солнце, веселое, величественное, путешествовало по небу. Оно мчалось в огненной колеснице
и разбрасывало во все стороны свои горячие лучи.
А туча, у которой в это время было самое предгрозовое настроение, злобствовала и ворчала:
– Мот, расточитель! Разбрасывай, раскидывай свои лучи! Обнищаешь – спохватишься!..
В виноградниках каждая виноградинка, что зрела на лозах, норовила во что бы то ни стало
утащить один, а если удавалось, то и два лучика. И не было такой травинки, паучка, цветка или
капли воды, которые бы не старались взять свою долю.
– Ну что ж, позволяй себя обкрадывать всем и каждому. Посмотришь, как тебя
отблагодарят, когда с тебя уже нечего будет взять, – гремела туча.
А веселое солнце как ни в чем не бывало катилось по небу и раздаривало свои лучи
миллионами, миллиардами, без счета – всем, кто в них нуждался.
Только на закате оно вздумало пересчитать свои лучи, и что вы думаете? Ни один не
пропал! От удивления туча рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.
При изучении каких тем, разделов русского языка, в каком/каких классах можно
использовать данный текст в качестве дидактического материала? Для решения каких
дидактических/образовательных задач? Укажите несколько вариантов.
А) Применительно к одному из предложенных вами вариантов сформулируйте
целевую установку урока/фрагмента урока с учетом места в решении задач обучения
русскому языку, филологического образования в целом, возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся, обозначьте планируемые результаты, на достижение которых может быть ориентирован данный фрагмент учебного занятия/урок.
Б) Укажите методические приемы/технологию, которые уместно использовать на
данном уроке для достижения поставленных целей, кратко опишите особенности их
применения. (1 – 2 по своему выбору).
Прокомментируйте (обоснуйте) свое решение методической задачи.
В) Сформулируйте домашнее задание для учащихся к данному или следующему
уроку, нацеливающее их на использование ресурсов информационной среды современного общества.
Ответ:
Сказка Джанни Родари "Солнце и туча" может быть использована в качестве дидактического материала на уроках русского языка в различных классах и при изучении разных тем. Вот несколько вариантов:
1. Раздел "Текст". Классы: 3-4.
• Дидактические задачи: Развитие умения понимать содержание текста, определять главную мысль, пересказывать текст, выявлять авторскую позицию. Работа над выразительностью чтения.
2. Раздел "Лексика". Классы: 4-5.
• Дидактические задачи: Пополнение словарного запаса (веселое, величественное, злобствовало, ворчала, расточитель, обнищаешь, спохватишься), работа над многозначностью слов (лучи), употребление синонимов и антонимов, работа с фразеологизмами.
3. Раздел "Синтаксис". Классы: 5-7.
• Дидактические задачи: Анализ предложений по цели высказывания (повествовательные, восклицательные), определение грамматической основы, разбор сложных предложений, работа с однородными членами.
4. Раздел "Стилистика". Классы: 7-8.
• Дидактические задачи: Анализ художественных средств, используемых в тексте (эпитеты, метафоры, сравнения), определение стиля текста (художественный), анализ авторской позиции.
А) Целевая установка урока (Вариант 2: Раздел "Лексика", 4-5 классы):
• Тема урока: "Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова".
• Целевая установка: Формирование у учащихся понимания многозначности слова на примере слова "лучи" в сказке Джанни Родари. Развитие умения определять прямое и переносное значение слова в контексте. Воспитание любви к чтению и интереса к русскому языку.
• Место в решении задач обучения: Урок входит в тему "Лексика", закрепляет знания о лексическом значении слова, вводит понятие многозначности. Связь с филологическим образованием: понимание художественных средств языка.
• Планируемые результаты: Учащиеся должны уметь определять прямое и переносное значение слова, объяснять многозначность слова на примере "лучи", приводить собственные примеры.
Б) Методические приемы:
• Беседа: Дискуссия о значениях слова "лучи" в разных контекстах сказки, выявление прямого и переносного значения.
• Работа в группах: Групповое обсуждение и подбор примеров многозначных слов с разными значениями.
Комментарий: Беседа позволит активизировать мыслительные процессы учащихся, стимулировать их к самостоятельному анализу. Работа в группах способствует коллективной деятельности, развитию коммуникативных навыков.
В) Домашнее задание:
Найдите в интернете 5-7 примеров многозначных слов и составьте с ними предложения, иллюстрирующие разные значения этих слов. Сделайте мини-презентацию вашего исследования (слайды в PowerPoint, Google Slides или другой программе).
Это задание нацеливает учащихся на использование ресурсов информационной среды, способствует развитию информационной компетентности и творческих навыков.