Фрагмент для ознакомления
2
Физическая культура и спорт как социальное явление является составной частью социологической науки и строится на методологии общей социологии. Ее сущность заключается в том, что общественная жизнь, к которой относится и физическая культура, является результатом совместной деятельности и взаимодействия людей.
Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействие) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
В современной психолого-педагогической литературе представление социализации базируется на трудах А.В. Мудрика.
Социализация – это процесс усвоения норм, правил и ценностей, принятых в обществе, с целью успешного взаимодействия людей в обществе. Важным аспектом социализации выступает спорт, как социальное явление.
Проводя параллель между спортом и социализацией, можно утверждать, что спорт представляет собой самобытную подсистему, со своими ценностями и установками, функциями и закономерностями развития. [6]
А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в 3 группы:
макрофакторы (или мегафакторы) (космос, планета, мир, страна, общество, государство), факторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты в целом или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
микрофакторы, факторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др. [1, 6]
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни.
Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтом вторичной социализации — Госкомспортом, федерациями, СМИ и т.д.
Термин «вторичная социализация» охватывает те социальные роли, которые стоят во втором эшелоне влияния, оказывают менее важное воздействие на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи.
Как социальный феномен спорт оказывает влияние на развитие, формирование и становление личности. Исходя из понятия «социализации», будущие спортсмены находятся под влиянием родителей, тренеров, партнеров по команде. В таких условиях, в процессе тренировки происходить ориентирование спортсмена на достижение высоких целей, результатов. Дети, занимающиеся спортом, взаимодействуют с партнерами, и при правильной организации внутригрупповой работы тренером – они получают поддержку от сотоварищей и значимого взрослого. Тип личности спортсмена так же имеет тенденцию к изменениям, представая как символ достоинства цивилизации.
При этом, П. Лесгафт считал, что «в играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися, точно так же, как отличия и преследования, так как действительно образованные молодые люди должны побуждаться к деятельности не личной выгодой или боязнь преследования, а искренним желанием совершенствоваться и приближаться к идеалу человека, который выработали себе». [4]
В ходе социологических опросов молодежи было выявлено, что их представления о жизни, формировании мировоззрения, происходят благодаря занятий спортом. Именно в спорте проявляются важные общественные ценности, такие как: стремление к победе, преодоление внутренних барьеров, стремление быть первым и т.д. Вырабатываются такие важные качества, как умение рационально использовать свое время, коммуникабельность и способность анализировать свои достижения и неудачи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2005. – 135 с
2. Захаров М.А. Социология спорта: учебно-методическое пособие // 2-е изд., перераб. и доп. - Смоленск: СГАФКСТ, 2008. - 216с.
3. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994.
4. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. - М.: ФиС, 1987. – 180 с.
5. Никсон Х.Л. Спорт, социализация и молодежь: функциональный подход // Спорт и образ жизни: сб. ст. / сост. В.И. Столяров, З. Кравчик. - М., 1979. С. 201—207.
6. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
7. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: ИЦ «Академия» — 2001. — 368 с.
8. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №5.
9. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.