Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1.
Определите возможность заимствования виктимной психологией знаний когнитивной теории личности Б.Ф. Скиннера.
Ответ:
Рассмотрим возможности возможность заимствования виктимной психологией знаний когнитивной теории личности Б.Ф. Скиннера на основе следующих вопросов:
1.Разработка мер и приемов компромиссов между этическими, социально-политическими, с одной стороны, и научными основаниями изучения личности жертвы преступления.
В целом, для разработки мер и приёмов компромисса между этическими, социально-политическими и научными основаниями изучения личности жертвы преступления на основе теории Б. Ф. Скиннера можно рассмотреть следующие аспекты:
1) методику последовательного приближения. С её помощью можно эффективно и быстро корректировать почти любое поведение человека. Для этого нужно подкреплять поведение, наиболее близкое к желаемому. Одна реакция подкрепляется, а затем подменяется другой, более близкой к желаемому результату;
2) позитивное и негативное подкрепление. В случае позитивного подкрепления человек поощряется за желательное поведение. В ответ на нужную поведенческую реакцию он получает приятный стимул, который повышает вероятность того, что такое поведение повторится вновь. В случае негативного подкрепления человек не поощряется за желательное, а наказывается за нежелательное поведение;
3) концепцию мотивации. Согласно ей, любые действия имеют для человека положительные, нейтральные или отрицательные последствия. Положительные увеличивают вероятность такого же поведения в будущем, отрицательные уменьшают, а нейтральные ведут к медленному его затуханию. Человек с учётом прошлого опыта, сохраняя либо корректируя поведение, стремится избежать отрицательных последствий и заслужить поощрение.
2.Мониторинг и внедрение в практику исследований виктимной психологии достижений, полученных другими науками о человеке.
Мониторинг и внедрение в практику исследований виктимной психологии достижений, полученных другими науками о человеке на основе теории Б. Ф. Скиннера, могут включать:
1) изучение влияния факторов окружающей среды на поведение. Скиннер подчёркивал, что именно окружение, а не внутренние психические явления, формирует человека. Этот акцент важен для понимания виктимного поведения, так как окружающие факторы приводят к определённым решениям и поступкам;
2) использование методики последовательного приближения. Она заключается в подкреплении поведения, наиболее близкого к желаемому. Шаг за шагом одна реакция подкрепляется, а затем подменяется другой, более близкой к желаемому результату;
3) применение техник позитивного подкрепления. Скиннер настаивал, что поощрение желательных образцов поведения — более надёжный метод формирования поведения и у детей, и у взрослых.
3.Разработка методик корректировки виктимных установок, их целесообразности и эффективности.
В рамках методики корректировки виктимных установок, их целесообразности и эффективности на основе теории Б.Ф. Скиннера, может важным быть то, что одним из важных элементов являлась окружающая среда.
Кроме этого, при влиянии на человеческое поведение может особую роль играть процесс научения. При этом:
1. Чтобы овладеть нужным уровнем знаний и навыков, человек должен пройти через длинную цепь подкреплений. Причем подкрепляться должен каждый этап, а не конечное поведение.
2. Подкрепление осуществляется строго определенным набором подкреплений. Эффект подкрепления зависит от правильности выбора варианта набора подкреплений (этому служит разработка специальных приемов, помогающих организовать так называемые «контингенты подкреплений», т. е. установить связь между поведение, с одной стороны, и его следствиями с другой, с помощью которых можно добиться гораздо более эффективного управления поведением).
3. Сложные формы поведения вырабатывается путем постепенного- усложнения операций: контингенты подкрепления при этом постепенно изменяются в соответствии с задачами формирования требуемого поведения.
4. Формирование и закрепление навыка (или поведенческой реакции) зависит от количества предъявлений конкретного контингента подкреплений. Это количество может быть определено экспериментально.
5. Эффект подкрепления более существенен тогда, когда имеется возможность обратной связи (т.е. организм, в свою очередь, может активно воздействовать на среду).
На этом может строиться построение методики корректировки виктимных установок, а также их оценки.
4.Интеграция психологического знания о личности жертвы преступления в иные правовые науки (чтобы не оперировать фантомным по своей природе понятием «общественно опасное деяние»).
Важным является то, что поведение, по Б.Ф. Скиннеру, поддается управлению. Стимулировать положительное поведение нужно с помощью наград, а пресекать неправильные действия посредством наказаний. Но большой минус наказаний в том, что они говорят только о том, что делать нельзя, но не объясняют как нужно себя вести. Поэтому наказание является помехой в процессе научения, ведь та форма поведения, за которой следовало наказание не уходит бесследно, она остается и проявляется уже в других поступках. При этом новые поступки позволяют увернуться от наказания и являются ответной реакцией на него.
Если часто прибегать к наказанию, то изначальный эффект от него пройдет, так как наказуемый, в начале показывающий хороший результат, может в дальнейшем взбунтоваться. Наказание приносит мало пользы и самому наказывающему, и наказываемому.
5.Поск типовых моделей виктимного поведения.
При построении моделей виктимного поведения надо учитывать внешние факторы. При этом могут быть выделены три типа поведения человека: 1) безусловно-рефлекторное; 2) условно-рефлекторное; 3) оперантное.
Также могут быть выделены два основные типы поведения: респондентное и оперантное. Главное – это оперантное поведение, то есть спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула, поддающегося распознаванию.
То есть данные типы могут использоваться в выстраивании типовых моделей виктимного поведения.
6.Синтетичские и аналитические исследования психологического фактора в структуре личности жертвы преступления.
Важным является то, что синтетические и аналитические исследования психологического фактора в структуре личности жертвы преступления на основе теории Б.Ф. Скиннера могут включать изучение следующих аспектов: 1) направленность личности. Включает в себя разные психические свойства, потребности, интересы, мотивы, чувства, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 2) способности личности. Это её психические возможности; 3) динамика психических процессов. К ним относятся темперамент, характер, стиль поведения, в которых проявляется содержание и форма духовной жизни человека, то есть система интеллектуальных и эмоциональных качеств; 4) самосознание личности. Оно осуществляет саморегуляцию; 5) психические процессы и состояния. К ним относятся страх, тревога или депрессия, которые могут сделать человека более уязвимым для преступлений.
В связи с этим поведение индивида можно сформировать с помощью техники подкрепления и наказания. Позитивное подкрепление усиливает реакцию, сопровождая её приятными последствиями, а негативное подкрепление тоже усиливает поведенческую реакцию, но за счёт устранения раздражающих стимулов.
То есть анализ психологического портрета жертвы преступления на основе теории Скиннера позволяет понять, какие психологические и поведенческие факторы повышают риск стать жертвой преступления, и разработать меры для предотвращения преступлений и защиты жертв.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Болдырева, Т.А. Общие теории деформаций личности: профессиональные деформации [Текст]: учебное пособие / Т.А. Болдырева. – Оренбург, ОГУ, 2017. – 331 с.
2. Закаблук, А.Г. Психология профессиональных деформаций [Текст] / А.Г. Закаблук. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. – 66 с.
3. Кащавцева, С.П. Социальная утопия Скиннера – экспериментальная модель общества [Текст] / С.П. Кашавцева. – М.: Из-во ИС РАН, 1993. – 94 с.
4. Корнева, Я.А. Профессиональная личностная деформация сотрудников органов внутренних дел [Текст] / Я.А. Корнева, Н.Н. Симонова // Организационная психология. – 2020. – Т. 10. – № 2. – С. 80–106.
5. Леонгард, К. «Акцентуированные личности» / К. Леонгард // Официальный сайт «Научный центр психического здоровья» [Электронный ресурс]. – URL: https://web.archive.org/web/20101128232203/http://www.psychiatry.ru/lib_show.php?id=37 (дата обращения: 22.12.2024).
6. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф. Скиннер [Электронный ресурс]. – URL: https://textbook.tou.edu.kz/books/175/8.html (дата обращения: 22.12.2024).
7. Никитина, И.А. Акцентуации личности и их роль в профессиональной деятельности / И.А. Никитина [Электронный ресурс]. – URL: https://sch2083.mskobr.ru/files/2020/akcentuacii_lichnosti_i_ih_rol_v_professional_noj_deyatel_nosti.pdf (дата обращения: 22.12.2024).
8. Чимаров, С.Ю. Акцентуация характера личности и ее основные виды / С.Ю. Чимаров [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktsentuatsiya-haraktera-lichnosti-i-ee-osnovnye-vidy (дата обращения: 22.12.2024).