Фрагмент для ознакомления
2
Задание № 1
1. Выбрать психологическую дисциплину, предмет (смотреть список дисциплин), который Вы хотели бы преподавать?
Здесь можно ориентироваться на принцип: если хочешь чему-то научиться, начинай этому учить.
2.Составьте примерный тематический план дисциплины.
Принцип составления тематического плана – чем больше пунктов, тем лучше.
Дидактическая единица - элемент содержания учебного материала, одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, обучающихся по данной дисциплине (предмету)
Пример тематического плана по дисциплине «История России»:
Содержание разделов, тем учебной дисциплины
Таблица
Задание № 2
Тема: Изучение методов обучения
1. Дать определение различным методам обучения.
- Традиционные методы (лекция, семинар, практическое и лабораторное занятие)
- Активные методы (проблемное обучения, интерактивное (коммуникативное) обучение)
2.Дайте определение следующим понятиям:
Метод, методика, методология, дидактика, учебная деятельность, учебная задача, проблемная ситуация, лекция.
1. Определения различных методов обучения
Традиционные методы:
1. Лекция – метод обучения, при котором преподаватель систематически излагает учебный материал, направленный на передачу знаний аудитории, поясняя основные идеи, факты, концепции и выводы.
2. Семинар – форма учебного занятия, где обсуждаются заранее изученные темы, вопросы или материалы, что способствует развитию критического мышления и навыков анализа.
3. Практическое занятие – метод обучения, основанный на выполнении студентами конкретных практических задач или упражнений с целью применения теоретических знаний в реальных условиях.
4. Лабораторное занятие – форма обучения, предполагающая выполнение опытов, исследований или экспериментов для изучения практических аспектов дисциплины и закрепления теоретических знаний.
Активные методы:
1. Проблемное обучение – метод, направленный на формирование навыков самостоятельного мышления через создание проблемных ситуаций и их решения студентами с использованием анализа, синтеза и поиска новых знаний.
2. Интерактивное (коммуникативное) обучение – метод обучения, основанный на взаимодействии студентов между собой и с преподавателем, часто через дискуссии, ролевые игры, дебаты или работу в группах, что способствует более глубокому усвоению материала.
2. Определения понятий
1. Метод – способ достижения цели или выполнения задачи, представляющий собой совокупность приемов, действий и операций.
2. Методика – система методов и приемов, используемых для достижения конкретных целей обучения или воспитания.
3. Методология – наука о методах познания и исследования, изучающая принципы и способы организации теоретической и практической деятельности.
4. Дидактика – раздел педагогики, занимающийся теорией обучения, включая цели, содержание, методы, формы и средства организации учебного процесса.
5. Учебная деятельность – процесс активного взаимодействия обучающегося с учебным материалом, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, а также на развитие личностных качеств.
6. Учебная задача – сформулированная цель обучения, решение которой требует от студента применения знаний, анализа и выполнения определенных действий для достижения результата.
7. Проблемная ситуация – ситуация, в которой возникает познавательная трудность, стимулирующая обучающихся к поиску решения через анализ, синтез и выводы.
8. Лекция – форма обучения, при которой преподаватель в устной форме излагает материал с целью передачи знаний, формирования умений и подготовки студентов к самостоятельной работе.
Задание № 3
Выполните следующие задания в письменном виде:
1. Какие словесные (устные и письменные) методы обучения можно использовать при преподавании Вашей дисциплины? Перечислите эти методы. Кратко аргументируйте их использование.
2. Возможно ли использование наглядных методов обучения при изложении материала по Вашей дисциплине? Какие виды наглядности Вы использовали бы? Предметную, изобразительную, словесную? Кратко аргументируйте их использование.
3. Какие практические методы обучения психологии можно использовать при усвоении студентами знаний, умений и навыков по Вашей дисциплине? Перечислите эти методы. Кратко аргументируйте их использование.
4. Перечислите методы программированного обучения. Приведите пример использования схемы ориентировочной основы действия (ООД), (теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина), при обучении студентов в рамках Вашей дисциплины.
5. Какие типы учебных задач (предметные, логические, психологические) можно решать со студентами в рамках Вашей дисциплины? Кратко аргументируйте их применение.
6. Назовите психический познавательный процесс, в наибольшей степени использующийся студентами при применении методов проблемного обучения.
7. Перечислите основные педагогические понятия, раскрывающие теоретические положения психологии проблемного обучения.
8. Перечислите методы интерактивного обучения. Какие из этих методов Вы использовали бы при преподавании Вашей дисциплины? Кратко аргументируйте использование каждого из них.
Литература:
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.:Питер, 2005 стр. 146-163
Б.Ц. Бадмаев Методика преподавания психологии Учебное пособие. – СПб.:Питер»Владос», 2001 стр.45-95
1. Словесные методы обучения для дисциплины «Психология общения»
• Устные методы:
Лекция – помогает структурировать материал и дать студентам базовые знания.
Беседа – способствует активному вовлечению студентов в обсуждение, развивает критическое мышление.
Дискуссия – стимулирует анализ и аргументацию различных точек зрения.
• Письменные методы:
Эссе – помогает студентам выразить свои мысли, применяя теоретические знания.
Конспектирование – способствует усвоению информации и формированию навыков структурирования материала.
Аргументация. Обозначенные методы способствуют развитию коммуникативных навыков, углублению теоретических знаний и их применению на практике.
2. Использование наглядных методов обучения:
• Предметная наглядность: демонстрация видеозаписей общения и анализа поведения.
• Изобразительная наглядность: использование схем, диаграмм и таблиц для визуализации процесса общения.
• Словесная наглядность: примеры из художественной и профессиональной литературы, иллюстрирующие аспекты общения.
Наглядные методы помогают сделать сложные психологические концепции более доступными, привлекают внимание и способствуют лучшему запоминанию материала.
3. Практические методы обучения:
• Ролевые игры – помогают моделировать реальные ситуации общения.
• Кейсы – позволяют анализировать конкретные проблемы и принимать решения.
• Тренинги коммуникативных навыков – развивают умение взаимодействовать в разных социальных контекстах.
Аргументация. Эти методы способствуют закреплению теоретических знаний и формированию умений, необходимых в профессиональной деятельности.
4. Методы программированного обучения:
• Методы: компьютерные программы и симуляции; тесты с пошаговой проверкой ответов; электронные образовательные платформы.
• Пример схемы ООД (по П.Я. Гальперину):
1. Пояснение базового понятия (например, «активное слушание»).
2. Демонстрация модели действия преподавателем.
3. Выполнение задания студентами с комментариями преподавателя.
4. Самостоятельное выполнение аналогичных заданий.