Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Необходимо начать с того, что из года в год увеличивается важность вопросов, которые относятся к безопасности дорожного движения на доро-гах, они на протяжении долгого времени являются одной из составляющих огромной проблематики организации движения.
В первую очередь необходимо обратить внимание, что в управлении безопасности дорожного движения большое значение имеет регулирование на законодательной основе всех, кто участвует в этом процессе, а также не-маловажным является их поведение и дисциплина.
Одной из острейших проблем государственного масштаба остается вы-сокий уровень аварийности на дорогах. Невзирая на то, что уже много лет динамика снижения аварийности на дорогах России положительная, стати-стика не утешительная.
На сегодняшний день существует множество факторов, так или иначе влияющих на совершение дорожно-транспортных происшествий, рост ава-рийности и усугубления последствий ДТП, выражающихся как в причинении вреда жизни и здоровью, так и порчи имущества граждан, организаций и государства. Большой объем среди подобных детерминантов занимают так называемые субъективные факторы. К таковым можно отнести низкую куль-туру вождения, незнание или непонимание правил дорожного движения, низкий уровень правовой и обще субъектной дисциплины, правовой ниги-лизм и так далее.
С каждым годом увеличение числа авто усугубляет проблему ДТП. Плотность машин на трассах усиливает риски. Проводимые меры (улучшение дорожного покрытия, профилактика, законодательные изменения) не снижают аварийность до желаемого уровня.
Современные реалии показывают, что, несмотря на стабильность числа ДТП, последствия их становятся жестче. Это сигнализирует о росте преступного потенциала в сфере управления транспортом, а также о недостатках в профилактике нарушений. Эксперты считают, что пора государственным структурам ввести более строгие меры по контролю нарушений ПДД. В частности, предлагается ввести ответственность для пассажиров, игнорирующих факт управления водителем в нетрезвом виде, и не сообщающих об этом в полицию. Пьянство за рулем должно безоговорочно рассматриваться как усугубляющее обстоятельство при рассмотрении дела в суде.
Актуальность исследуемой темы состоит в значимости правовой охраны общественного интереса, прежде всего, связанного с обеспечением безопасности дорожного движения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правовой борьбы с нарушениями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие безопасность участников дорожного движения.
Цель исследования заключается в комплексном и системном изучении правовых основ обеспечения безопасности участников дорожного движения.
Чтобы достичь поставленные цели, в процессе выполнения работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения выполнить;
- проанализировать актуальные вопросы оптимизации нормативно-правового регулирования безопасности дорожного движения.
В рамках исследования было выбрано направление следования современным тенденциям подходов юриспруденции, теории права, науковедения и других наук. При написании работы использовались следующие методы: формально-юридический, оценочный, сравнительно-правовой, а также общенаучные логические методы, такие как индукция, дедукция, анализ и обобщение.
1. Нормативно-правового регулирования отношений в области обеспе-чения безопасности дорожного движения
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепри-знанные принципы и нормы международного права и международные дого-воры Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе-мы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила меж-дународного договора.
Основополагающим актом международного публичного права, регу-лирующим отношения в рассматриваемой области, является Конвенция о дорожном движении (далее - Конвенция), принятая в Вене 8 ноября 1968 го-да . Проведенный сравнительно-правовой анализ данного акта показал, что в нем отсутствует термин «безопасность дорожного движения» как таковой, однако из контекста ряда положений можно выделить нормы, непосред-ственно направленные на достижении безопасности дорожного движения. Так, например, ч. 1 ст. 7 Конвенции устанавливает правило, согласно кото-рому действия водителей и пешеходов не должны подвергать опасности здо-ровье и жизнь людей, создавать аварийную ситуацию или препятствовать движению, а также причинять ущерб государственному, частному или обще-ственному имуществу. В свою очередь ч. 2 ст. 87 Конвенции рекомендует включать в национальные законодательства требования о недопущении ограничений дорожного движения и угроз его безопасности путем создания каких-либо препятствий со стороны пользователей дороги. В случае, если возникновения препятствия или опасности избежать не удалось, оговаривает-ся необходимость максимально быстрого их устранения, а также предупре-ждения о них других пользователей. Согласно ч. 3 названной статьи от води-телей требуется соблюдение повышенной осторожности к наиболее уязви-мым участникам дорожного движения - пешеходам, велосипедистам, детям, престарелым и людям с ограниченными возможностями .
Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой
значимое направление государственной политики, требующее разработки
и принятия надлежащей нормативно-правовой основы и выстроенной иерар-хии административного управления в рассматриваемой области. Процесс правового регулирования в сфере безопасности дорожного движения
на протяжении длительного периода времени формировался в сочетании не-
посредственных актов управления дорожным движением, принятием новых
градостроительных нормативов, учитывающих специфику автомобильного
транспорта, и регулированием полномочий органов государственной власти
по администрированию рассматриваемой сферы. Обеспечение безопасности
в указанной области не только вытекает из потребностей общества,
но и выступает одним из основных направлений деятельности государства .
Дорожное движение необходимо рассматривать как совокупность об-щественных отношений, урегулированных нормами права, возникающих
и развивающих в связи с процессом транспортного перемещения людей
и грузов по выделенным путям сообщения (дорогам) с учетом особенностей
передвижения людей, находящихся вне транспортных средств. Специфика
безопасности дорожного движения как особой разновидности общественной
безопасности является сочетания особенностей области обеспечения (дорож-ное движение), социо-технического характера возникающих угроз и наличия
отдельного режима правового регулирования (законодательство
о безопасности дорожного движения). Учитывая то обстоятельство, что
транспортные средства отнесены к объектами повышенной опасности, их ис-
пользования безотносительно вопросов сознательно принимаемых челове-ком
решений сопрягается со значительными рисками для безопасности. В этом
отношении дорожное движение по умолчанию является пространством акту-ализации повышенных рисков, которые берет на себя его участник (добро-
вольный риск). При этом процесс обеспечения безопасности дорожного дви-жения подразумевает нейтрализацию угроз и рисков для защищенности его
участков средствами административно-правового воздействия (позитивное
обязывание и императивный запрет).
Исследования в области безопасности дорожного движения проводятся
в связи с практическими потребностями борьбы с растущим числом жертв
дорожно-транспортных происшествий как нежелательного результата рас-тущей транспортной системы. Серьезное изменение, наблюдаемое
в последнее время как в исследованиях безопасности дорожного движения,
так и в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, ка-сается смещения акцента с сегментированных исследований, сосредоточен-ных на отдельных областях, таких как водитель, транспортное средство
и дорога, на системный подход к этому вопросу. Более того, изучая различ-ные изменения, произошедшие за последние годы в отношении поведения
участников дорожного движения, конструкции транспортных средств
и дорожной инфраструктуры, можно наблюдать тесную взаимосвязь между
возможностями исследований в области безопасности дорожного движения
и применяемыми мерами по обеспечению безопасности дорожного движения.
Важнейшим направлением государственной политики в области обес-печения безопасности дорожного движения является по надлежащему веде-нию
дорожного хозяйства страны. Органы внутренних дел, прежде всего, в лице
Госавтоинспекции, выступают ключевым субъектом административного
управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Процесс
управленческого воздействия на мероприятия дорожного хозяйства охваты-
вает собой всю деятельность органов публичного управления и предприятий
хозяйственной сферы по проектированию, строительству и эксплуатации
объектом дорожной инфраструктуры с учетом соображений безопасности.
Несмотря на ежегодно увеличивающуюся протяженность дорог в РФ, вопрос
о качестве вводимых в эксплуатацию дорого остается открытым, так как по-крытие дорог различается в качестве используемых материалов, что делает
его менее скользким, климато-устойчивым, снижается .
Проблематика, связанная с некачественным состоянием дорожного по-лотна, во многом обуславливается неэффективностью административной по-литики в деятельности связанной с приведением его в пригодное состояние.
К числу подобных, «скрытых» проблем относится наличие различного рода
отсылочных коллизий, неточные формулировке в положениях закона, кото-рые формируют двойственное его восприятие. Законодательное закрепление
обязанности по проверки безопасности состояния предполагает необходи-мость осуществления надзора за содержанием дорожного полотна
в пригодном состоянии для его эксплуатации транспортными средствами,
а также осуществлением мониторинга требований, предъявляемых
к состоянию дорожного полотна. Это является показателем того как госу-дарство напрямую может повлиять на предотвращение появлению опасных ситуаций на дорогах, так как даже самый профессиональный водитель
при проезде через некачественную дорожную трассу не всегда может спра-виться с управлением ввиду того, что при износе дороги сцепные свойства
транспортного средства с ней уменьшаются. Однако факт соответствия про-ектируемых, построенных и реконструируемых дорог заявленным техниче-ским требованиям, направленным на снижение рисков для безопасности участников дорожного движения (далее – инфраструктурные требования), осуществляется органами государственного строительного надзора. Дей-ствующим законодательством ГИБДД МВД России не относится к числу ор-ганов
публично-властного управления, которые принимают непосредственное уча-стие в экспертизе проектной документации, что негативным образом сказы-вается на возможности корректирующего воздействия со стороны данного органа в отношении решений, принимаемых на стадии проектирования ре-шений .
Это свидетельствует о существенном снижении степени вовлеченности
органов внутренних дел, прежде всего Госавтоинспекции, в данный процесс
и сокращение возможностей для применения превентивных мер администра-тивно-правового воздействия в области проективной и эксплуатации дорож-ной инфраструктуры. Фактически на сегодняшний день вопрос о соблюдении