Фрагмент для ознакомления
2
Женщина в официальном советском искусстве - это уже не просто жена, дочь и мать, она крестьянка, работающая в колхозе, она ткачиха, партизанка или спортсменка. В зависимости от периода СССР образ женщины меняется, для военного времени характерен образ матери, которая становится символом дома и тоскует по своим сыновьям, в то время как в довоенный период часто изображается работница, работающая на заводе.
Целью данного исследования является анализ образа женщины в отечественном искусстве ХХ в.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть становление образа женщины в отечественном искусстве.
Описать содержание образа женщины в отечественном искусстве ХХ века.
Объект исследования: образ женщины в отечественном искусстве ХХ в. Предмет исследования – составляющие образа женщины в отечественном искусстве ХХ в.
Методы исследования: анализ, синтез.
Структура работы определена обозначенными задачами и включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников.
Становление образа женщины в искусстве
Образ женщины в отечественном искусстве на протяжении веков менялся в зависимости от эпохи и роли женщины в обществе.
В Древней Руси свой идеал женственности люди выражали в иконах, в образах Богородицы и святых. В Петровскую эпоху художник Иван Никитин одним из первых создаёт образ женщины Нового времени. Она образована и интеллигентна, имеет свои суждения о мире, становится соучастницей жизни своего мужа и одним своим присутствием может украсить светское общество. В конце XVIII века в русской портретной живописи одной из главных тем становится изображение женского очарования. В работах Фёдора Рокотова представлены женские образы с загадочным взглядом, лёгкой таинственной улыбкой, поэтичностью внутренней жизни, одухотворённостью и затаённостью чувств. В начале XIX века Алексей Гаврилович Венецианов ввёл в русское изобразительное искусство образ величавой славянки. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. В облике величавой славянки художник подчёркивал одухотворённое начало и яркую индивидуальность. В начале XX века в искусстве появляются новые тенденции. Женские образы теперь часто лишены простодушности и открытости. Характерна в этом отношении живопись Виктора Борисова-Мусатова, который воспринимает действительность через представление о зыбкой, неясной мечте. Очень часто его женские образы неотделимы от пейзажа.
Особенности образа женщины в отечественном искусстве:
Правдивость и живость образа. Женщины на картинах русских художников обычно исполнены достоинства, во взгляде сквозят уверенность и спокойствие, поза сдержанна и величава.
Сдержанность, спокойствие и доброта.
Простое мягкое лицо и живой взгляд.
Часто встречающаяся пышность и округлость форм.
Нежность и заботливость.
Одухотворённый и благородный образ матери.
Изображение женщины-хозяйки, работницы, мастерицы.
В выражении лица присутствует полуулыбка, задумчивость и тайна.
Фрагмент для ознакомления
3
Седельник В. Д. Франк Ведекинд: от парадигмы к парадигме и обратно // Парадигмы в языке, литературе и науке. VII Съезд Российского союза германистов. Тамбов. 19–21 нояб. 2009 г. М.: Языки славянской культуры. 2010. - Т. 7. - С. 96-105.
Смагина С. А. «Новая женщина» в советском кинематографе 1920-х гг. как феномен // Вестник славянских культур. 2019.- Т. 51. - С. 257-266.
Смагина С. А. К типологии экранной репрезентации: женские образы в фильме Г. В. Пабста «Безрадостный переулок» (1925) // Культурная жизнь Юга России. 2019. - №1. - С. 22-28.
Смагина С. А. Образ балерины в фильмах «Фуэте» и «Миф» как флагман перестройки общества: к проблеме репрезентации // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. - № 2 (61). - С. 34-45.
Хлопонина О. О. Трансформация женской образности в советском кинематографе 1920–1930-х годов. // Проблемы культурологии 2017. - № 2. - С. 140-151.