Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
Целенаправленное развитие гибкости у ребёнка начинается с 6-7 лет. Сенситивным периодом пассивной гибкости ребёнка является возраст 9-10 лет, а активной – 10-14 лет.
Вам предстоит подготовить и выступить с отчётом для методического совета по вопросу: «Особенности развития гибкости у младших школьников на уроках физической культуры».
Вопросы:
1. Составьте комплекс из специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног младших школьников для проведения общей разминки в подготовительной части урока (комплекс включает не менее 6 упражнений).
2. Опишите последовательный алгоритм выполнения упражнений на растягивание в работе над развитием гибкости у младших школьников.
3. Перечислите основные контрольные тесты и тестовые методики, которые позволят проследить динамику в развитии гибкости младших школьников.
Ответ:
Отчет для методического совета: «Особенности развития гибкости у младших школьников на уроках физической культуры»
Введение
Развитие гибкости – важный аспект физического воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет). Этот возрастной период является сенситивным для развития гибкости, особенно пассивной (9-10 лет). В связи с этим, в процессе уроков физической культуры, необходимо уделять особое внимание развитию гибкости с помощью специальных упражнений, методик и контрольных тестов.
1. Комплекс упражнений для общей разминки (подготовительная часть урока)
Данный комплекс предназначен для разогрева основных групп мышц и подготовки их к последующей работе над гибкостью. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
1. Наклоны головы:
- Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
- Выполнение. Плавные наклоны головы вперед-назад, вправо-влево.
- Цель: разогрев мышц шеи и верхней части спины.
2. Круговые движения плечами:
- Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
- Выполнение. Круговые движения плечами вперед и назад.
- Цель: разогрев мышц плечевого пояса.
3. Вращения руками:
- Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.
- Выполнение. Вращения прямыми руками вперед и назад.
- Цель: разогрев мышц плечевого пояса и рук.
4. Наклоны туловища в стороны:
- Исходное положение. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
- Выполнение: плавные наклоны туловища вправо и влево.
- Цель: разогрев мышц туловища и боковых поверхностей.
5. Наклоны туловища вперед:
- Исходное положение. Cтоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
- Выполнение. Плавные наклоны туловища вперед, стараясь достать руками до пола (или коснуться пальцев ног).
- Цель: разогрев мышц спины и задней поверхности бедра.
6. Махи ногами:
- Исходное положение. Стоя, держась за опору (стул, стена).
- Выполнение. Махи прямой ногой вперед и в сторону (поочередно каждой ногой).
- Цель: разогрев мышц тазобедренного сустава и ног.
2. Алгоритм выполнения упражнений на растягивание (работа над развитием гибкости)
Работа над развитием гибкости должна быть систематической, аккуратной и постепенной, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
1. Подготовка мышц. Выполнение общей разминки (см. пункт 1) для разогрева мышц и подготовки их к растягиванию.
2. Плавное растягивание:
- Упражнения на растягивание выполняются плавно, без резких движений и рывков.
- Растягивание доводится до легкого ощущения напряжения в мышцах, но не до боли.
3. Фиксация положения:
- В достигнутом положении растяжки необходимо задержаться на 10-30 секунд.
- При этом нужно следить за дыханием – оно должно быть ровным и спокойным.
4. Постепенное увеличение амплитуды:
- Со временем (по мере адаптации) амплитуда растягивания может постепенно увеличиваться.
- Главное – не форсировать события и не допускать болевых ощущений.
5. Контроль правильности выполнения:
- Педагог должен следить за правильной техникой выполнения упражнений, чтобы избежать травм.
- Необходимо корректировать положение тела детей, чтобы растягивание было эффективным и безопасным.
6. Систематичность:
- Упражнения на растягивание должны выполняться регулярно, 2-3 раза в неделю.
- Только систематические занятия дают ощутимый эффект в развитии гибкости.
7. Релаксация:
- После упражнений на растягивание рекомендуется выполнение упражнений на расслабление мышц.
3. Контрольные тесты и тестовые методики
Для отслеживания динамики развития гибкости у младших школьников можно использовать следующие тесты:
1. Наклон вперед из положения стоя:
- Методика. стоя на скамейке, ноги прямые, наклониться вперед, стараясь как можно дальше достать руками до пола.
- Оценка: расстояние от пальцев рук до пола (в см). Чем меньше расстояние, тем лучше гибкость.
2. Наклон назад из положения стоя:
• Методика. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполнить наклон назад, фиксируя максимальное отклонение.
• Оценка: угол наклона назад (можно визуально оценивать на начальном этапе).
3. Мост (гимнастический):
• Методика. из положения лежа на спине поднять таз вверх, опираясь на руки и ноги, выполнить мостик.
• Оценка: выполнение (или невыполнение), положение рук и ног, прогиб в спине.
4. Выкрут рук с гимнастической палкой:
• Методика. удерживая палку руками спереди, пронести ее назад через голову.
• Оценка: расстояние между руками на палке (чем меньше расстояние, тем лучше гибкость плечевых суставов).
5. Шпагат:
• Методика. выполнение поперечного или продольного шпагата (настолько, насколько это доступно).
• Оценка: выполнение (или невыполнение), угол раскрытия ног.
6. Проба Ромберга:
• Методика. стоя, ноги вместе, руки вытянуты вперед, закрыть глаза, удерживать равновесие.
• Оценка: время, которое ребенок способен удерживать равновесие в таком положении (косвенный тест на гибкость и координацию).
Развитие гибкости – важный компонент физического воспитания младших школьников. Систематическое применение специально подобранных упражнений, методик растягивания и контрольных тестов позволит эффективно развивать гибкость у детей, способствуя их общему физическому развитию и укреплению здоровья. Важно помнить о принципах постепенности, систематичности и безопасности при проведении занятий.
Задание 2. (Максимальное количество баллов – 4 балла)
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей ребёнка. По темпу развития координационных способностей этот возрастной период называется «золотым возрастом».
Вам предстоит выступить перед коллегами с докладом по теме: «Средства развития координационных способностей в младшем школьном возрасте на уроках физкультуры».
Вопросы:
1. Составьте комплекс упражнений (не менее 5 упражнений) с направленностью на развитие каждого вида координационных способностей младших школьников:
•на способность к реагированию;
•на способность к равновесию;
•на способность к дифференцированию отдельных признаков движений;
•на развитие ритмической способности.
2. Перечислите факторы, от которых зависит проявление дви гательно-координационных способностей в младшем школьном возрасте.
3. Перечислите контрольные упражнения (тесты) для опреде ления уровня развития координационных способностей младших школьников.
Ответ:
Доклад: «Средства развития координационных способностей в младшем школьном возрасте на уроках физкультуры»
Введение
Младший школьный возраст (6-10 лет) является критически важным периодом для развития координационных способностей. Именно в это время формируются базовые двигательные навыки и закладывается основа для дальнейшего совершенствования координации. Использование разнообразных упражнений и методик в рамках уроков физкультуры позволяет эффективно развивать различные виды координационных способностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 14-е изд., стер. — Москва : Академия, 2018. — 478 с. — ISBN 978-5-4468-5220-6.
2. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / Л. П. Матвеев. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 352 с. — ISBN 978-5-8114-1914-8.
3. Виленский, М. Я. Физическая культура : учебник для вузов / М. Я. Виленский. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : КноРус, 2020. — 424 с. — ISBN 978-5-406-07438-6.
4. Лях, В. И. Физическая культура. 10-11 классы : учебник для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 10-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2022. — 256 с. — ISBN 978-5-09-097347-2.
5. Попов, В. Б. Спортивная тренировка : учебник для вузов / В. Б. Попов. — 2-е изд., стер. — Москва : Спорт, 2020. — 352 с. — ISBN 978-5-907150-17-4.
6. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. — 7-е изд., стер. — Москва : Спорт, 2020. — 200 с. — ISBN 978-5-907150-15-0.
7. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин. — 5-е изд., стер. — Москва : Советский спорт, 2019. — 464 с. — ISBN 978-5-9718-1685-4.
8. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры : учеб. пособие для студентов высших и средних учебных заведений физкультурного профиля / А. А. Гужаловский. — Москва : Физкультура и спорт, 2017. — 352 с. — ISBN 978-5-907035-65-5.
9. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. 1-4 классы : учебник для общеобразоват. организаций / Г. А. Колодницкий. — 10-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2023. — 240 с. — ISBN 978-5-09-099840-6.
Статьи из журналов:
10. Андреева, Е. В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом у студентов вуза / Е. В. Андреева // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 1. — С. 24-27.
11. Иванов, И. И. Современные методики развития выносливости / И. И. Иванов // Спортивная жизнь России. — 2022. — № 4. — С. 18-21.
12. Петрова, А. С. Влияние физических упражнений на когнитивные функции у пожилых людей / А. С. Петрова // Физическая культура в школе. — 2023. — № 2. — С. 33-36.
13. Сидоров, П. П. Проблемы и перспективы физического воспитания в современном обществе / П. П. Сидоров // Вестник спортивной науки. — 2020. — № 3. — С. 45-49.
Электронные ресурсы:
14. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. С. Барчуков. — Москва : КноРус, 2020. — URL: https://book.ru/book/934102 (дата обращения: 04.01.2025).
15. Физическое воспитание [Электронный ресурс] : электронная библиотека. — URL: http://www.fizvosp.ru/ (дата обращения: 04.01.2025).