Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 1
1. Особенности правового регулирования местного самоуправления в каждом из субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
2. Задача: При заключении договора аренды помещения находящегося в собственности муниципального округа, между местной администрацией и арендатором в договор был включен пункт о том, что арендатор обязуется в данном магазине осуществлять поставку населению мясо - молочную продукцию и хлебобулочные изделия. Однако спустя полгода арендатор получил лицензию на реализацию ликероводочной продукции. Со временем прекратил торговлю молочными и хлебобулочными изделиями. На поступившее от администрации предупреждение арендатор заявил, что предусмотренное в договоре условие является незаконным, ограничивающим его право на свободную торговлю. Арендатор утверждал, что торговать молочной и хлебобулочной продукцией невыгодно из за непостоянного спроса на них у населения, значительная часть продукции портится в связи с истечением срока хранения. В случае досрочного расторжения с организациями договора аренды он намерен в судебном порядке требовать от местной администрации возмещения причиненных ему убытков, а также морального ущерба.
Прокомментируйте данную ситуацию в соответствии с действующим законодательством и предложите решение.
Введение
Местное самоуправление является одной из самых интересных институтов права в современном мире. Органы местного самоуправления не относятся к государственной власти, однако имеют своей силой волеизъявления народ. В данной работе будут рассмотрены понятие местного самоуправления, особенности правового регулирования местного самоуправления в субъектах Российской Федерации и в городах федерального значения.
Актуальность моего исследования обусловлена тем, что правовое регулирование местного самоуправления достаточно сложная и неизученная тема, и многим обычным обывателям не понятны принципы и особенности правового регулирования его в субъектах Российской Федерации и городах федерального значения.
Целью моего исследования является комплексное и полное рассмотрение особенностей правового регулирования местного самоуправления в субъектах Российской Федерации и городах федерального значения.
Предметом моего исследования является общественные отношения складывающиеся, вокруг правового регулирования местного самоуправления в субъектах РФ и городах федерального значения.
Объект исследования – местное самоуправление в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации.
Для того, чтобы осуществить поставленную цель нужно выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие местного самоуправления;
- рассмотреть особенности правового регулирования местного самоуправления в субъектах Российской Федерации и городах федерального значения;
- обозначить особенности правового регулирования местного самоуправления в городах Москва, Санкт-Петербурге и Севастополе;
- определить статус города федерального значения;
- сделать обобщающее выводы по всей теме исследования.
Методологической базой моего исследования является методы сравнительно-правовой, метод индукции, дедукции, анализа, синтеза.
Библиографическую основу моего исследования составляют законодательные акты, научные труды авторов, монографии, учебники и учебные пособия
1. Особенности правового регулирования местного самоуправления в каждом из субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Для того чтобы проанализировать особенности правового регулирования местного самоуправления в каждом из субъектов Российской Федерации и городах федерального значения, нужно определить термин что же такое местное самоуправление.
В Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено законодательное определение: « Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»
Правовое регулирование данного вопроса законодательно закреплено в статье 79 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.
В Большой Российской энциклопедии дано следующее определение: «Местное самоуправление, самостоятельное (в пределах, установленных конституцией и законами государства) осуществление населением своей публичной власти по вопросам местного значения»
В Конституции Российской Федерации в статье 12 даётся следующее понятие местного самоуправления: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» .
Таким образом мы видим, что понятие местного самоуправления законодательно закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законодательные определения, перекликаются между собой и дополняют друг друга. В энциклопедии и авторских источниках даётся краткое определение и больше точка видения автора на это определение. Конституционное закрепление термина местного самоуправления гласит, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Федеральный закон же говорит о том, что главной волей власти в системе местного самоуправления является народ и подчеркивает, что это право возникает из Конституции РФ и других федеральных законов. В авторской позиции в энциклопедии говорится о том, что местное самоуправление – это публичная власть. И все эти определения верны, но не переплетаются между собой.
Проанализировав эти определения, можно сделать вывод, что местное самоуправление – это особая публичная власть народа, которая направлена на решение вопросом местного значения.
Рассмотрим особенности правового регулирования местного самоуправления. Данный закон закрепляет, что в городах федерального значения установление, изменение и преобразование границ внутригородских муниципальных образований осуществляется законами городов федерального значения. Здесь также учитывается мнение населения внутригородских территорий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//электронный ресурс, https://constitution.garant.ru/rf/chapter/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/, дата обращения 10.01.2025 год.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)// электронный ресурс, СПС Консультант, https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/aa8e0893f28ab9d82f0bd76c8573b8dd2afb02e2/, дата обращения 10.01.2025 год.
3. Большая Российская энциклопедия// электронный ресурс, https://bigenc.ru/c/mestnoe-samoupravlenie-7536cc, дата обращения 10.01.2025 год.
4. Мокрый В. С. Правовое регулирование организации местного самоуправления в городах федерального значения// журнал Политика и правовое государство// стр. 35-38
5. Федеральным законом "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22.07.2008 N 159-ФЗ (последняя редакция)// электронный ресурс,СПС Консультант https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78582/, дата обращения 11.01.2025 год.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ//электронный ресурс СПС Консультант,https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/, дата обращения 11.01.2025 год.
7. Багмет А.М., Бычкова Е.И. Муниципальное правотворчество: проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 12. С. 60 — 63
8. Бойко Н. С. Муниципальное право. М: Юрайт, 2023. 431 с.
9. Муниципальное право России / под ред. А. Н. Кокотова. М: Юрайт, 2023. 407 с.
10. Трубилов Г.В. Проект реформы российского парламентаризма: муниципальный уровень // Конституционное и муниципальное право. 2023. N 7. С. 58 — 63.
11. Пенизев М.В. Оценка влияния Европейской хартии местного самоуправления на российское муниципальное право // Конституционное и муниципальное право. 2023. N 8. С. 49 — 52.
12. Беликов П.П., Ведяева Е.С., Гребенникова А.А., Жуковская Л.П., Захарова Н.А., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Свищева В.А., Шишелова С.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / под ред. Л.П. Жуковской // СПС КонсультантПлюс. 2016.
13. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. В 2 томах (комплект) / Отв. ред. Бондарь Н.С. — М: Юрайт, 2016. 816 с
14. Нечкин А. В., Кожевников О. А. Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. Учебное пособие для вузов. — М: Юрайт, 2020. 268 с.
15. Савостьянова С. А. Правовое регулирование финансовой деятельности муниципальных образований Российской Федерации. — М: Юрлитинформ, 2015. 160 с
16. Чаннов С. Е. Муниципальное право. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. — М: Юрайт. 2019. 302 с.
17. Шкатулла В. И. Комментарии к Федеральному Закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". — М: Юстицинформ, 2019. 140 с.
18. Малявкина Н.В., Ястребов А.Е., Мосина Е.И. Современные тенденции укрупнения муниципальных образований в Российской Федерации в условиях реформирования местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2023. N 6. С. 54 — 58.
19. Юридический словарь-справочник для государственных и муниципальных служащих / Под ред. Малько А. В., Чаннов С. Е. — М: Проспект. 2020. 296 с
20. Хабриева, Т.Я. Муниципальная реформа в Российской Федерации. Правовое и экономическое исследование / Т.Я. Хабриева, под ред. ред. под. - М.: Эксмо, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2019. - 362 c.
21. Шугрина, Е. С. Муниципальное право / Е.С. Шугрина. - Москва: Огни, 2021. - 332 c
22. Лексин, В. Н. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. Том 2 / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. - Москва: СИНТЕГ, 2022. - 173 c.
23. Авакьян, С.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России / С.А. Авакьян. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2019. - 337 c.
24. Баженова, О. И. Правовые основы муниципальной хозяйственной деятельности / О.И. Баженова, Н.С. Тимофеев. - М.: Издательство МГУ, 2019. - 256 c.
25. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: моногр. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: ТК Велби, 2022. - 231 c.
26. Электронный ресурс //https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/osobennosti_municipalnogo_upravleniya_v_gorodah_federalnogo_znacheniya/, дата обращения 11.01.2025 г