Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что самое масштабное изменение системы здравоохранения нового времени – это изменение принципов, а также структуры финансирования оказания медицинской помощи, а также перераспределение финансового потока. С правовой позиции происходит переход от административного урегулирования финансирования сферы здравоохранения к урегулированию нормой гражданского права.
С позиции экономики, а также социального обеспечения отечественная система здравоохранения перестала являться полностью государственной, приобретя черты страховой медицины.
В качестве медицинского страхования определяют тип социальной защиты россиян в сфере защиты здоровья; в качестве цели определяют гарантии россиянам при возникновении страховых ситуаций оказания медицинских услуг за счет накоплений и материального обеспечения разнообразных профилактических программ.
Системы медицинского страхования, сложившиеся в России в условиях рыночной экономики, подверженные общеэкономическим кризисам, в настоящее время имеют в своей основе факторную обусловленность и характеризуются рядом признаков, которые нуждаются в исследовательском внимании. Во-первых, все они должны иметь единое целевое назначение, каковым является охрана здоровья населения и его социальная защита. Во-вторых, страховая медицина включена в общие процессы модификации здравоохранения, в частности, путем усиления страхового характера ОМС, повышения авторитета качественных индикаторов эффективности, проведения медицинской реформы на основе экосистемного подхода. В-третьих, любая страховая программа должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить выполнение полного комплекта функций здравоохранения. Программы должны предусматривать не только непосредственное оказание услуг, но и финансирование, руководство, кадровое и ресурсное обеспечение и др. Функциональное разнообразие может служить особым основанием дифференциации моделей и программ медицинского страхования, создает условия для конкуренции, сотрудничества и взаимодействия.
Теоретическая значимость. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам правового регулирования медицинского страхования в соответствии с российским законодательством.
Практическая значимость. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Место темы «Особенности проведения медицинского страхования» в курсе «Страховое дело» является определяющим в результате того, что в 2011 г. был принят ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [2]. В данном нормативно-правовом акте закрепили принципы реализации медицинского страхования. На основании данного закона ввели страховой полис, который призван удостоверять права граждан в области получения медицинских услуг безвозмездно.
Степень научной разработанности. Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем медицинского страхования отражены в работах Г. Бесстремянной, О.В. Бочарова, С.П. Данченко, С.Ю. Каневой, А.А. Мохова и т.д.
Цель работы состоит в изучении особенностей проведения медицинского страхования.
Исходя из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Представить общую характеристику медицинского страхования.
2. Проанализировать специфику медицинского страхования.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Медицинское страхование - вид страхования человеческого здоровья, который возмещает долю расходов, вызванных страховым случаем, консультацией с врачом или иные расходы на врачебные услуги с помощью постоянных коллективных инвестиций средств в общий фонд.
Существуют два типа медицинского страхования: обязательное и добровольное. Обязательное страхование - составная доля государственного общественного страхования. Оно снабжает гражданина РФ равноправными шансами в получении врачебной помощи. Добровольное медицинское страхование определяется на базе соответствующих государственных программ. Оно снабжает гражданина в получении добавочных медицинских и других предложений, установленных программами медицинского страхования.
На сегодняшний день федеральный фонд обязательного медицинского страхования, с точки зрения государства выполняет важные задачи:
1. Обеспечивает в полной мере выполнение всех пунктов закона «О медицинском страховании граждан РФ»;
2. Позволяет реализовать все права граждан РФ, предусмотренные законом в рамках системы обязательного медицинского страхования;
3. Непосредственно участвует в разработке и последующем выполнении финансовой политики в сфере ОМС;
4. Обеспечивает финансовую устойчивость системы ОМС путем разработки целого комплекса различных мероприятий.
5. Стабилизирует территориальные филиалы при возникновении такой необходимости.
На основании ст. 9 Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [4]. В данной статье под страховым случаем понимают свершившееся событие, которое предусмотрено положениями договора страхованиями или нормами закона, после наступления, которого возникает обязанность страховщика осуществить страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или другим третьим лицам.
Таким образом, из перечисленных выше положений, а также из положений статей 929-934 Гражданского кодекса РФ [1] можно сделать вывод, что страховой случай представляет собой: определенное событие, которые обладает признаками опасности или неординарности для застрахованного лица; возникновение ущерба или убытка, которые происходят вследствие такого события.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
2. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.12.2010, N 49, ст. 6422.
3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
4. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.12.2024) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // "Ведомости СНД и ВС РФ", 14.01.1993, N 2, ст. 56.
5. Ишмеева, А.С. Экономическое содержание медицинского страхования и его роль в системе здравоохранения [Текст] / А.С. Ишмеева, С.Ю. Ковтунова // Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития. 2021. - С. 78.
6. Хохлова, О. А. Медицинское страхование: роль в региональной экономике и оценка факторов развития [Текст] / О. А. Хохлова, А. Б. Шатонов // Региональная экономика: теория и практика. - 2021. - № 28 (307). С.208.
7. Шульман, Л.С. Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Текст] / Л.С. Шульман // Нормативные акты для бухгалтера. - 2020. - № 2. - С.109.
8. Шишкин, С.В. Страховые медицинские организации в системе обязательного медицинского страхования: что изменилось после проведения ее реформы? [Текст] / С.В. Шишкин, С.В. Сажина, Е.В. Селезнева // Высшая школа экономики. - Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление». - 2022. - № 4. – С.32.