Фрагмент для ознакомления
2
Теоретические аспекты
В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению, что связано с кризисом 6–7 лет, выделенным Л. С. Выготским. В этот период старший дошкольник проявляет манерничанье, капризность и вычурное поведение, а также упрямство и негативизм. Выготский объясняет эти черты тем, что детская непосредственность начинает исчезать, и у ребенка возникает осознание собственных переживаний, которые становятся значимыми и индивидуальными. Это связано с новым этапом развития — обобщением переживаний, что меняет его восприятие окружающего мира.
Л. И. Божович утверждает, что кризис 6–7 лет обусловлен появлением внутренней позиции. Ребенок начинает осознавать свое место в жизни, и в этом возрасте актуализируются вопросы о социальном «я». Дети начинают подражать взрослым и стремятся утвердить свою значимость. Божович также отмечает, что у детей возникает потребность в деятельности, которая отражает их социальную позицию. Однако эта внутренняя позиция может вступать в конфликт с реальной социальной ситуацией, где ребенок еще воспринимается как малый и беспомощный. В то же время он считает себя взрослым и способным к значимой деятельности.
Кризис 6–7 лет, по мнению Божович, возникает из-за конфликта между новыми потребностями и неизменным образом жизни ребенка, а также отношением окружающих. Это приводит к фрустрации и депривации потребностей, вызванным новыми психическими новообразованиями.
В старшем дошкольном возрасте детей можно разделить на две группы:
1)Дети, готовые к учебной деятельности.
2)Дети, которые еще не готовы и находятся на уровне игровой деятельности[1]
Для первой группы кризис 6–7 лет становится необходимостью перехода от игры к учебе. Для второй группы негативные симптомы не проявятся, если не торопиться с началом учебной деятельности. Если же детей из второй группы начнут обучать с 6 лет, это приведет к насильственному изменению их деятельности, что проявится в кризисных симптомах. Таким образом, некоторые дети приходят в школу «из кризиса», а другие — «в кризис».
Л. С. Выготский исследовал стабильные и критические возрастные периоды, выделяя два этапа в стабильных возрастах. На первом этапе происходит накопление изменений и формирование предпосылок для нового возраста, а на втором — реализация этих предпосылок, что приводит к значительным изменениям в личности. Выготский также утверждал, что критические возраста имеют трехчленное строение, состоящее из предкритической, критической и посткритической фаз.
Кризис 6–7 лет можно рассмотреть через призму этих фаз. На предкритической фазе ребенка уже не удовлетворяет «чистая» игра как ведущий вид деятельности, хотя он еще не осознает причины своей неудовлетворенности. В этот период формируются предпосылки для перехода от игровой к учебной деятельности, начинается модификация игры, адаптация ее к новым задачам освоения норм и целей. Игра трансформируется, приближаясь к имитации реальной деятельности, и улучшаются отношения ребенка с окружающими, что способствует подготовке к школе. Однако предпосылки для перехода к учебной деятельности еще недостаточно развиты, и ребенок продолжает находиться в комфортной игровой позиции[2]
После модификации игровой деятельности у ребенка проявляется интерес к неигровым формам, таким как конструирование и рисование, и он начинает стремиться выполнять поручения взрослых. В этот период формируется желание пойти в школу, хотя сам переход остается в будущем. Дошкольник оказывается в латентном периоде: он готов учиться, но обучение еще не начато. Чем больше разница между готовностью и возможностью пойти в школу, тем сильнее проявляются негативные симптомы в поведении.
Критическая фаза характеризуется снижением интереса к игре и возникновением желания пойти в школу. Ребенок начинает воспринимать себя как взрослого, что вызывает дискомфорт из-за несоответствия между его социальной позицией и устремлениями. В этой фазе могут проявляться негативные симптомы, которые служат для привлечения внимания к его переживаниям и сигнализируют о переходе на новый возрастной этап.
Критическая фаза также связана с началом обучения в школе. Ребенок может чувствовать готовность к школе и проявлять интерес к подготовке, однако в процессе обучения могут возникать трудности, такие как замечания учителя или неудачи в выполнении заданий. После нескольких неудач ребенок может отказаться идти в школу, испытывая несоответствие между своей позицией школьника и реальными желаниями и возможностями. Постепенно у него накапливаются причины для нежелания посещать школу, что приводит к утрате интереса к учебе.
Посткритическая фаза начинается с того, что ребенок, начиная школьное обучение, осознает свое новое социальное положение. Негативные симптомы кризиса исчезают, и он понимает, что к нему изменилось отношение. Ребенок ощущает себя «взрослым», у него появляются занятия и обязанности. У некоторых детей кризис может начаться в самом начале учебы, что изменяет схему его протекания. Посткритическая фаза возможна только при постепенном освоении учебной деятельности. Ребенок начинает осознавать, как его возможности соответствуют требованиям школы, что создает мотивацию. Первые успехи способствуют тому, что он начинает чувствовать себя комфортно в учебном процессе. Игнорирование ребенка в период кризиса 6–7 лет может увеличить риск развития невроза.
Структура психологической готовности к обучению в школе включает три основные группы компонентов:
Личностный компонент - диагностика этой группы является наиболее сложной, так как необходимо оценить отношение ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе. Личностная готовность подразумевает
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология : учебник / А.К. Болотова. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 528 с. - (Учебники Высшей школы экономики). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7598- 0731-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136796
2. Мандель, Б. Р. Психология развития: Полный курс [Электронный ресурс] : иллюстрированное учебное пособие / Б. Р. Мандель. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 743 с. : ил. – Библиогр.: с. 716–721. – ISBN 978-5-4475-5040-0. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279644.
3. Носкова, Н. В. Психология возрастного развития человека [Электронный ресурс] : курс лекций / Н. В. Носкова ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Алтайский филиал. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 291 с. – Библиогр. : с. 282–287. – ISBN 978-5-4475-8311-8. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443031.
4. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 113 с. – (Серия : Авторский учебник). – ISBN 978-5-534-04237-5. – URL: www.biblioonline.ru/book/F45625A5-79CF-4FFA-9BB1-C91A0E93AF0A.
5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста [Электронный ресурс] : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 412 с. – (Серия : Профессиональная практика). – ISBN 978-5-534-04419-5. – URL: http://www.biblioonline.ru/book/9AFF234F-843E-4015-B799-000FF8F2B3DF .
6. Сиротюк, А.Л. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 222 с. - ISBN 978-5-4458-8858-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238367