Фрагмент для ознакомления
2
• Опросник ОДРО показывает доминирование авторитарного стиля воспитания. Родители проявляют высокую требовательность к ребенку, устанавливают строгие правила, контролируют каждый его шаг, не прислушиваются к его мнению, не позволяют ему проявлять самостоятельность и инициативу. Родители демонстрируют недостаток любви, тепла и заботы к Пете, склонны к критике и не демонстрируют принятия его таким, какой он есть.
Родители могут предъявлять к ребенку требования, не соответствующие его возможностям и потребностям, не принимают его увлечений, не поддерживают его общение со сверстниками..
• В ходе беседы с Петей (8 лет) можно ожидать, что он будет описывать свою семейную ситуацию следующим образом, как в плане прямых высказываний, так и в плане косвенных признаков:
• Напряженность и конфликты:
- Петя может говорить о частых ссорах между родителями: "Мама с папой часто ругаются", "Они кричат друг на друга".
- Может жаловаться на напряженную атмосферу дома: "Дома всегда как-то плохо", "Мне страшно, когда они злятся".
- Может говорить о чувстве вины: "Я думаю, это я виноват, что они ругаются" или "Мне кажется, что они из-за меня ссорятся".
• Отсутствие эмоциональной поддержки:
- Петя может говорить о недостатке внимания со стороны родителей: "Они всегда заняты", "Они не играют со мной", "Мама не слушает, когда я ей рассказываю".
- Может выражать потребность в ласке и одобрении: "Я хотел бы, чтобы меня чаще обнимали", "Я хочу, чтобы мама хвалила меня", "Папа не говорит, что любит меня".
- Может говорить о том, что его чувства не принимаются: "Когда я плачу, мама говорит, что я глупый", "Папа не понимает, когда я расстроен".
- Может жаловаться на отсутствие понимания: "Они никогда не понимают меня", "Я не могу им ничего рассказать".
7. Выводы и рекомендации:
Выводы: Агрессивное поведение Пети является следствием сочетания эмоциональной дисрегуляции, проблем в социальном взаимодействии и неблагоприятной семейной обстановки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология : учебник / А.К. Болотова. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 528 с. - (Учебники Высшей школы экономики). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7598- 0731-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136796
2. Мандель, Б. Р. Психология развития: Полный курс [Электронный ресурс] : иллюстрированное учебное пособие / Б. Р. Мандель. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 743 с. : ил. – Библиогр.: с. 716–721. – ISBN 978-5-4475-5040-0. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279644.
3. Носкова, Н. В. Психология возрастного развития человека [Электронный ресурс] : курс лекций / Н. В. Носкова ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Алтайский филиал. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 291 с. – Библиогр. : с. 282–287. – ISBN 978-5-4475-8311-8. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443031.
4. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 113 с. – (Серия : Авторский учебник). – ISBN 978-5-534-04237-5. – URL: www.biblioonline.ru/book/F45625A5-79CF-4FFA-9BB1-C91A0E93AF0A.
5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста [Электронный ресурс] : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 412 с. – (Серия : Профессиональная практика). – ISBN 978-5-534-04419-5. – URL: http://www.biblioonline.ru/book/9AFF234F-843E-4015-B799-000FF8F2B3DF .
6. Сиротюк, А.Л. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 222 с. - ISBN 978-5-4458-8858-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238367