Фрагмент для ознакомления
2
7. Индивидуальные различия
Хотя РЭТ эффективна для многих, ее успех может зависеть от индивидуальных характеристик клиентов, таких как готовность работать над своими убеждениями и открытость к изменениям. Постоянный диалог между терапевтом и респондентом важен для адаптации методов к конкретным нуждам личности.
Таким образом, рационально-эмотивная поведенческая терапия является мощным инструментом, который может значительно улучшить эмоциональное состояние и качество жизни. Комбинируя научный подход с практическими навыками, РЭТ дает людям возможность лучше понимать себя и справляться с жизненными трудностями.
Основная цель РЭТ — предоставить подросткам по завершении терапии свободу выбора эмоций, поведения и образа жизни (в рамках физических, социальных и экономических ограничений); а также метод самонаблюдения и личных изменений, который поможет им сохранить свои достижения. РЭТ нацелена не на «позитивное мышление», а скорее на реалистичные мысли, эмоции и поведение, которые пропорциональны событиям и обстоятельствам, которые переживает человек. Не существует «единственного способа» практиковать РЭТ. Практика «избирательно эклектична». Хотя у нее есть собственные техники, она также заимствует из других подходов и позволяет практикующим использовать свое воображение. Существуют некоторые основные предположения и принципы, но в остальном ее можно варьировать в соответствии с собственным стилем.
Глава 2. Применение РЭТ на тревожных подростках.
Тревожность можно определить как индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям тревожного состояния, а также в низком пороге его возникновения. Хотя высокая степень тревожности не оказывает значительного влияния на интеллектуальное развитие, она может негативно сказаться на формировании личности ребенка.
Эмоциональное благополучие подростка в первую очередь связано с его самооценкой, коммуникативными навыками и социально-нравственными установками, формирующимися в семье.
Проблема тревожности была глубоко исследована рядом ученых, внесших важный вклад в изучение эмоциональной сферы, среди которых можно выделить Л.И. Бажович, В.К. Вилюнас, В. Вундт, К. Левина, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, А.М. Прихожан и Э.Г. Эйдемиллер.
Начиная с 12–14 лет, можно применять обычную, когнитивную, эмотивную и бихевиоральную рационально-эмотивную терапию (РЭТ). Рассмотрим некоторые особенности терапевтических отношений между психотерапевтом и ребенком в рамках РЭТ. Этот подход является активно-директивным, так как терапевты активно демонстрируют своим клиентам, как можно оспаривать и изменять свои иррациональные убеждения, связанные с установками "долженствования".
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: 1997. – 96с.
2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., 2002. – 224 с.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2003. – 224 с.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. – 3-е изд., перераб. И доп. – 184 с. – (Руководство практического психолога).
5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред.Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько. – Мн., 1997.
6. Диджузеппе Р. и др. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия. – Питер, 2023.
7. Жученко Д. Д. Рационально-эмотивная терапия как технология психологического воздействия по выработке стрессоустойчивости //юность и знания-гарантия успеха-2016. – 2016. – с. 112-114.
8. Капустина В. А., Мартемьянова А. Е. Применение рационально-эмотивной терапии А. Эллиса в работе с сотрудниками уголовно-исполнительной системы: возможности и ограничения //ББК 53.57 я43 Т66. – С. 41.