Фрагмент для ознакомления
2
Некоторые социально-психологические теории и концепции человеческого общения:
Бихевиоризм. Теории, следующие бихевиористской парадигме и повлиявшие на развитие предмета коммуникации, включают теорию социального обучения и теорию социального обмена. Согласно теории обмена (Джон У. Тибо и Г. Х. Келли), отношения между людьми рассматриваются как обмен ресурсами определенного типа. [2, c 10]
Когнитивизм. Первоначальный принцип — рассмотрение социального поведения с точки зрения когнитивных процессов индивида. Особое место в когнитивной социальной психологии занимают теории когнитивного конформизма, основанные на положении, что основным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в равновесии его когнитивной структуры. [3, c 32]
Психоанализ. Вклад психоанализа в развитие теории межличностного общения можно рассматривать как изучение семейных отношений как ключевого фактора развития личности. Согласно этой теории, с раннего детства человек закладывает в себя поведенческие модели, к которым он стремится адаптировать все свои будущие отношения. [1, c34]
Гуманистическая психология. Основные идеи: Человек от природы способен к самосовершенствованию. К. Роджерс выделил три основных условия диалогического общения: естественность и спонтанность в выражении чувств и ощущений, позитивное отношение к другим и к себе, забота о другом и принятие его как равноправного партнера в общении.
Интеракционизм. Здесь мы изучаем взаимодействие, в ходе которого формируется личность. Взаимодействие считается социальной детерминантой человеческого поведения. Для этой цели в качестве ключевого понятия вводится понятие «роль».[4, c 8]
Исторически можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интерактивный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (сосредоточенный на взаимосвязи между коммуникацией и отношениями). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и методов исследования, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает, хотя и взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты анализа проблемы коммуникации.
Информационные подходы. Они были разработаны в основном в 1930-х и 1940-х годах и широко используются с тех пор и по сей день. Объектом исследования является передача сообщений, в основном фактических, реальных, между «участниками» — сообществами, организациями, отдельными людьми, животными, техническими устройствами, способными передавать и получать информацию с помощью системы сигналов или символов.[5, c 90]
Теоретические основы подхода базируются на трех основных положениях:
содержание информации может быть преобразовано в различные символы (закодировано/декодировано в слова, жесты, изображения, предметы и т. д.);
человек (его тело, его глаза, его лицо, его руки, его поза) образует своего рода экран, на котором передается информация после ее восприятия и обработки (в виде мыслей, эмоций, установок);
принятие аристотелевского и ньютоновского видения мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.
В информационном подходе существуют два основных направления исследований.[6, c 12]
Первое направление занимается теорией и практикой преобразования или трансформации сообщений в различные образы, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и У. Уивером (1949).
Исходная модель состояла из 5 элементов: источник информации, передатчик информации (кодер), канал передачи сигнала, приемник информации (декодер), получатель информации (место приема информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования улучшили первоначальную конструкцию. Были проведены различия между «сообщением» как таковым и «источником», а также введены важные дополнительные понятия: «обратная связь» (реакция получателя информации, которая позволяет источнику кодифицировать и корректировать дальнейшую передачу информации). ; «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность» или «дублирование» (чрезмерное повторение при кодировании информации для того, чтобы сообщение можно было правильно декодировать); «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает кодера или покидает декодер).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абельская Р. Ш. Психология общения для IT-специальностей. М.: Юрайт. 2023. 112 с.
2.Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Социальные коммуникации. Психология общения. М.: Юрайт. 2024. 273 с.
3.Бороздина Г. В., Кормнова Н. А. Психология и этика делового общения. М.: Юрайт. 2023. 393 с.
4.Бороздина Г. В., Кормнова Н. А. Психология общения. М.: Юрайт. 2023. 393 с.
5.Гафиатулина Н. Х., Столяренко Л. Д. Психология делового общения. Учебное пообие. М.: Феникс. 2020. 298 с.
6.Глозман Ж. М. Психология. Общение и здоровье личности. М.: Юрайт. 2024. 194 с.
7.Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М.: Инфра-М. 2022. 286 с.
8.Душкина М. Р. Психология влияния в деловом общении и социальных коммуникациях. М.: Юрайт. 2023. 229 с.
9.Заварзина О. В. Психология общения. ВО. Учебник. М.: КУРС. 2024. 184 с.
10.Заварзина О. В. Психология общения. М.: КУРС. 2022. 184 с.
11.Коноваленко М. Ю. Психология делового общения. М.: Юрайт. 2023. 159 с.
12.Коноваленко М. Ю. Психология общения. М.: Юрайт. 2024. 477 с.
13.Корягина Н. А., Антонова Н. В., Овсянникова С. В. Психология общения. М.: Юрайт. 2023. 494 с.
14.Лавриненко В. Н., Чернышова Л. И. Психология общения. М.: Юрайт. 2023. 326 с.
15.Леонов Н. И. Психология общения. М.: Юрайт. 2023. 194 с.