Фрагмент для ознакомления
1
1. Формы нарушений функций опорно-двигательного аппарата 2
2. Речевые нарушения у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 4
3. Коррекционная работа с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 6
4. Практическое задание. Разработать план-конспект игрового занятия с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата по коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста 10
5. Гонсалес Гальего «Белое на чёрном» прочитать, написать исследовательскую работу на тему: «Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушения ОДА на примере литературного героя» 11
Заключение 16
Список литературы 17
Приложения 19
Фрагмент для ознакомления
2
1. Формы нарушений функций опорно-двигательного аппарата
Выделяют следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.
1. Заболевания нервной системы:
- детский церебральный паралич;
- полиомиелит.
2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
- врожденный вывих бедра;
- кривошея;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии развития позвоночника (сколиоз);
- недоразвитие и дефекты конечностей;
- аномалии развития пальцев кисти;
- артрогрипоз (врожденная деформация).
3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
- травматические повреждения спинного, головного мозга и конечностей;
- полиартрит;
- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). [7]
По степени выраженности нарушений двигательных функций и развития двигательных навыков дети делятся на три группы.
В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы навыки ходьбы, хватания и удержания предметов, самообслуживания, другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, и навыки самообслуживания у них сформированы частично.
Во вторую группу входят дети со средней степенью двигательных нарушений. Большинство из этих детей могут передвигаться самостоятельно, хотя и на ограниченное расстояние. У них навыки самообслуживания не полностью автоматизированы.
В третью группу входят дети с легкими двигательными нарушениями — они передвигаются самостоятельно, имеют навыки самообслуживания, но выполняют некоторые движения неправильно [2].
2. Речевые нарушения у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) характерны: астенические проявления (повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов), дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций, сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, который ограничен рамками социально-бытовой сферы. Чаще всего это обусловлено вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми из-за затруднений в передвижении (или неподвижности) [8].
Сочетанная патология зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы, мышечно-суставного чувства существенно влияет на восприятие в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность. У детей с ОДА выделяют различные формы речевых нарушений. Дизартрия регистрируется примерно в 86% случаев, алалия — у 7% детей, заикание — у 2%, дислалия — у 3%, и только у 2% детей речевое развитие соответствует возрастной норме.
Среди общего числа детей с НОДА необходимо выделить группу детей с ДЦП, в структуре дефекта которых речевые нарушения составляют более 90%. Характер речевых нарушений, степень их выраженности зависят от локализации и тяжести поражения мозга. В их основе лежит не только поражение отдельных участков коры больших полушарий головного мозга, но и их позднее формирование или недоразвитие. Уровень развития речи во многом зависит от состояния интеллекта[2].
При сохранном интеллекте отмечается положительная динамика развития речи, высокая эффективность логопедической работы. Большое влияние на задержку развития речи при ДЦП оказывает так называемый «коммуникативный вакуум», ограничение социальных контактов, что приводит к низкой общей осведомленности. Отрицательное влияние на развитие речи оказывают также педагогические ошибки, в частности чрезмерная опека, в результате которой у ребенка не формируется потребность в речевом общении.
Между речевыми и двигательными нарушениями у детей с ДЦП существует стойкая связь. Отмечена определенная связь между выраженностью артикуляционно-двигательных нарушений и функцией руки. Ограничение подвижности мышц артикуляционного аппарата является основным проявлением пареза или паралича этих мышц. Патологические тонические рефлексы приводят к повышению тонуса мышц языка, затруднению дыхания, голосообразованию, нарушению подвижности языка и губ, гиперкинезам, атаксии, синкинезиям, слюнотечению. В результате речь детей становится невнятной и невнятной. При тяжелом поражении центральной нервной системы становится невозможной двигательная реализация речи, у детей возникает анартрия — полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бажуков, С.М. Здоровье детей – общая забота. - М.: Академия, 2010. – С. 43-48
2. Вавилова, Е.Н. Укрепление здоровья детей. - М. 2011. - 124 с.
3. Винокуров, Д.А. Частные методики ЛФК.- Л.: Медицина, 2011. - 173 с.
4. Гребова, Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учебное пособие. - М.: Академия, 2010. - 174 с.
5. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова – Москва, Новая школа, 2010г.
6. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно–воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 2011г. - №2 – с.33.
7. Красикова, И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия. - М.: КОРОНА-Век, 2010 - 320 с.
8. Красикова, И.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение. - М.: КОРОНА-Век, 2013. - 127с.
9. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 2013г.
10. Леднёв В.С. Содержание образования. – Москва, 2012, с. 47.
11. Селюкова Е. А., Герасимова В. Н., Ильядис С. А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 167-169.