Фрагмент для ознакомления
2
«Методика организации различных видов
деятельности, общения и обучения
детей с недостатками слухового и зрительного восприятия»
Вариант 1
Тема. Сущность и своеобразие игровой деятельности детей с недостатками слухового восприятия.
1. Особенности психических и познавательных процессов детей с недостатками слухового восприятия.
Ощущение и восприятие. Процесс познания начинается с восприятия и ощущений. У детей с нарушением слуха зрительные ощущения становятся особенно важными, заменяя звуковые. У детей с нарушениями слуха зрительная система становится ключевой в понимании мира и овладении речью. Зрительные восприятия таких детей развиты не хуже, а иногда даже лучше, чем у слышащих, позволяя им замечать детали, которые могут быть упущены другими. Например, они способны лучше различать оттенки цветов. Кроме того, осязательные и двигательные ощущения также влияют на их познавательные способности, так как потеря слуха негативно сказывается на координации движений, что усложняет усвоение спортивных и трудовых навыков.
Внимание. У глухих детей часто наблюдается нестабильное состояние вегетативной системы и низкая продуктивность внимания по сравнению со слышащими сверстниками, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.
Память. Ограниченные возможности общения затрудняют усвоение социального опыта: более 70% глухих детей в младших классах искажают воспоминания. Кроме того, они могут заменять слова близкими по смыслу или форме. Запоминание и воспроизведение слов, предложений и рассказов глухими детьми также имеет свои особенности. Замены слов у глухих бывают по внешнему сходству (угол-уголь, дрожит-держит); по смысловому родству (кисть-краска, земля-песок).
Воображение и мышление. Глухие учащиеся сталкиваются с трудностями в понимании переносного значения слов и метафор, что указывает на недостаток в развитии воображения. Мыслительные процессы глухих детей развиваются медленнее из-за позднего усвоения речи, значительно отставая от слышащих сверстников.
Обобщение: Ребята с нарушениями слуха сталкиваются с трудностями в освоении обобщенных методов ориентирования в научно-технической сфере, а также в понимании внутренних значимых связей и взаимодействий как между объектами, так и внутри них. Причинно-следственные связи: Дети с нарушениями слуха испытывают затруднения в осмыслении логических взаимосвязей и отношений между различными явлениями, событиями и действиями людей. Младшие школьники с такими особенностями способны осознавать причинно-следственные связи только в контексте наглядных ситуаций, где эти связи четко прослеживаются. У них возникают трудности с выявлением скрытых причин разных явлений и событий. Часто они путают причины с действиями, целями или другими сопутствующими явлениями и событиями, что затрудняет их понимание и анализ.
Сурдопсихологи отмечают следующие особенности развития детей с нарушением слуха:
• отставание в психофизическом развитии от слышащих сверстников, в среднем, на 1-3 года;
• низкая двигательная активность;
• замедлены скорости выполнения отдельных движений и темп двигательной деятельности в целом;
• нарушена координация движений и ориентация в пространстве;
• трудности в переключении внимания;
• запоминание базируется на зрительных образах;
• процесс усвоения информации замедлен;
• трудности в общении со сверстниками и окружающими людьми.
2. Особенности игровой деятельности детей с недостатками слухового восприятия
Игры для детей с нарушениями слуха характеризуются тщательным воспроизведением действий с предметами: вместо развития сюжета они акцентируют внимание на детализированных манипуляциях с объектами. Не умея выделять главное и передавать человеческие отношения, они воспроизводят элементы ситуации, которые не являются ключевыми для данной игры. Для полноценного развития ребенка с нарушениями слуха необходимы специализированные игровые методики, основанные на компенсаторном подходе (замещении утраченного слуха).