Фрагмент для ознакомления
1
1. Причины нарушений в развитии у детей с нарушениями эмоционально-личностных отношений и поведения 2
2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика 3
3. Формы, средства и приемы коррекции отклонений в развитии 6
4. Практическое задание. Разработайте рекомендации родителям по организации бесконфликтного общения с детьми с нарушениями эмоционально-личностных отношений и поведения 7
5. Посмотреть фильмы «Человек дождя», «Карточный домик», «Снежный пирог» и написать исследовательскую работу на тему: «Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушения эмоционально-личностных отношений и поведения на примере художественных героев» 8
Заключение 16
Список использованных источников 17
Фрагмент для ознакомления
2
1. Причины нарушений в развитии у детей с нарушениями эмоционально-личностных отношений и поведения
Некоторые причины нарушений развития у детей с расстройствами эмоционально-личностных отношений и поведения:
• Конституциональные причины. К ним относятся тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности (например, нарушение функций каких-либо органов).
• Особенности взаимодействия ребенка с социальной средой. Неблагоприятный опыт общения со взрослыми, сверстниками и в семье (семейные конфликты, разная требовательность к ребенку, непонимание его интересов) может стать причиной негативных переживаний.
• Предметная среда. Содержание игрушек (например, стимулирующее агрессию) влияет на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения и адекватное эмоциональное выражение.
• Средства общения. Компьютерные игры и фильмы, не подходящие ребенку по возрасту, могут стать источником эмоциональных нарушений.
• Особенности физического развития ребенка, перенесенные в младенчестве заболевания, стрессы.
• Задержка психического развития, отставание от возрастных норм интеллектуального развития [5].
2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика
Эмоционально-волевые расстройства чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни наблюдается стойкий нарушенный сон (трудное засыпание, частые пробуждения, беспокойство ночью). Аффективное возбуждение может возникать даже под воздействием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в незнакомой для ребенка обстановке.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей с проблемами в эмоциональной сфере:
• Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка были случаи, когда он проявлял агрессию, но при выделении этой группы обращают внимание на степень выраженности агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, иногда неявных, вызвавших аффективное поведение.
• Эмоционально расторможенные дети. Такие дети слишком бурно реагируют на все: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
• Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь привлечь к себе внимание.
К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые расстройства, относятся:
• природные особенности (тип темперамента)
• социальные факторы:
- тип семейного воспитания;
- отношение учителя;
- отношение окружающих.
В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы расстройств:
• расстройства настроения;
• расстройства поведения;
• психомоторные расстройства.
Расстройства настроения условно можно разделить на 2 типа: с повышенной эмоциональностью и с ее снижением.
К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, синдром тревоги, страхи.
Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.
Эйфория — приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенок в состоянии эйфории характеризуется как импульсивный, стремящийся к доминированию, нетерпеливый.
Дисфория — расстройство настроения с преобладанием гневно-тоскливого, угрюмо-недовольного, с общей раздражительностью и агрессивностью. Ребенка в состоянии дисфории можно охарактеризовать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого [6].
Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся негативным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром — состояние беспричинного беспокойства, сопровождающееся нервным напряжением, беспокойством. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аппе Ф. Введение в психологию аутизма. - "Тревинф", 2006.
2. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. Допущено Министерством образования РФ В качестве методического пособия для воспитателей, педагогов, психологов, и дефектологов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. / Никольская О.С., Е.Р. Баенская, Либлинг и др. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 232 с.
3. Аутичный ребенок. Пути помощи. / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 2000. - 336с.
4. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет. - Дефектология. - 1995. - № 5. - С.76-83.
5. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999.
6. Башина В.М. Ранний детский аутизм. - Исцеление. - М., 1993. - С.154-165.
7. Блейлер Е. Аутистическое мышление. - Хрестоматия по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С.112-125.