Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Ф.М. Достоевского – сокровищница русской культуры. Федор Михайлович - исключительный писатель, который в своих произведениях поднимает актуальные темы для общества – пороки, слабости. В его произведениях жизнь показана в реалистичном ключе. Ему удается заставить своего читателя задуматься о вечном.
Роман “Идиот”, который вышел в свет в 1868 году, полемически подчеркивает в самом названии противопоставление рассудка чувствам.
Герой - необразованный человек, который ничему не научился и даже много лет пролежал без сознания из-за болезни. А оказывается, что именно он образованнее, цивилизованнее и мудрее надменных людей! В то время как он проницательно решает все головоломки человеческих отношений, другие герои все путают и ничего не могут решить, руководствуясь лишь эгоизмом.
В центре внимания романа - два женских персонажа, Аглая и Настасья Филипповна. Аглая - очень красивая, гордая и умная женщина. Она справедливо спокойна. Совсем другое дело Настасья Филипповна - волевая, эмоциональная женщина. Ее эмоции полностью доминируют над ней. В то же время она настолько красива и обаятельна, что притягивает к себе главных героев романа. В основе сюжета романа лежит трагическая судьба прекрасной Настасьи Филипповны. Роль князя Мышкина в этой судьбе значительна, но все же именно Настасья Филипповна, а не он, является движущей силой развития сюжета. Весь сюжет сходится к князю, но он стоит над ним. Он принимает непосредственное участие в греховной земной борьбе и не может быть активно вовлечен в земные страсти.
“Идиот” – это в первую очередь трагедия Настасьи Филипповны. История ее судьбы и образует ценность произведения. Это и есть костяк всего романа. В истории гибели героини, которая описана с такой любовью и грустью, читатели чувствуют мощь протеста, презрение и гнев к верхам буржуазного общества, к законам, управляющим этим обществом. Достоевский предстает перед читателями как трагик, как лирик, и как сатирик.
Образ Настасьи Филипповны принадлежит к числу ярчайших трагических женских образов, которые когда-либо были созданы русской и мировой литературой. “Настоящая королева” – именно так о ней говорится в романе.
Так, цель исследования – рассмотреть женские образы в романе «Идиот».
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список литературы.
1. Образ Настасьи Филипповны
В доме у Епанчиных князь Мышкин, центральный персонаж романа, смотрит на портрет женщины и отмечает прекрасное, одухотворенное лицо.
Князь Мышкин в первый раз видит ее (сначала на портрете) в день, когда ей исполнилось 25 лет. «Так это Настасья Филипповна? — промолвил он, внимательно и с любопытством поглядев на портрет. — Изумительно хороша! — прибавил он тотчас же с жаром. На портрете была изображена поистине необыкновенной красоты женщина. Она была изображена в черном шелковом платье, весьма простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна... <...>.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданова О. А. Образ чистой красоты» в романе ФМ Достоевского «Идиот //Знание. Понимание. Умение. – 2007. – №. 2. – С. 101-104.
2. Копылова А. А., Буянова Г. Б. Женские образы в романе ФМ Достоевского «Идиот» //Творчество ФМ Достоевского в непрошедшем времени России. – 2021. – С. 50-55.
3. Кузнецова Е. В. Неоднозначность образа Настасьи Филипповны в романе ФМ Достоевского «Идиот» //Наука и современность. – 2015. – №. 35. – С. 149-153.
4. Петрова А. А., Руднева И. С. ОБРАЗ «ЧИСТОЙ» КРАСОТЫ В РОМАНЕ ФМ ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» //Дмитриева Наталья Витальевна–д-р психол. наук, канд. мед. наук. – 2018. – С. 23.
5. Рава М. Н. ТИП" ЖЕНЩИНЫ НА ПЕРЕПУТЬЕ": ОБРАЗ АГЛАИ ЕПАНЧИНОЙ (ПО РОМАНУ ФМ ДОСТОЕВСКОГО" ИДИОТ") //Молодёжь третьего тысячелетия. – 2016. – С. 581-583.
6. Хафизова Н. А. Женские архетипы в романе ФМ Достоевского" Идиот" //Технологос. – 2018. – №. 4. – С. 45-56.
7. Янг С. Настасья Филипповна: к вопросу о принципах изображения героини в романе «Идиот» //Достоевский и мировая культура. СПб. – 2003. – №. 18. – С. 41-46.