Фрагмент для ознакомления
2
Семинарское занятие 3, тема 3
Устная деловая коммуникация
3. Виды речевой риторики. Деловая беседа. Деловое собеседование: рекомендации для соискателей и для интервьюеров.
Сл 1.
Сл 2. Риторика (или теория ораторского искусства) – одна из древнейших наук в истории человечества. В современном понимании риторика - не столько наука о том, как говорить хорошо, как нужно в данном случае, не столько «наука убеждать», сколько «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», что в значительной части роднит риторику с речевой компетентностью. Прямой предмет риторики – убеждающая речь. Ключевым коммуникативным качеством речи, напрямую связанным с убедительностью речи и важным для понимания сути риторики, является ясность речи (такие качества речи, как приятность и привлекательность рассматриваются как периферийные, вспомогательные для риторики). Убедительной речь делает именно ее ясность. В ясной речи ее форма идеально соответствует содержанию.
Сл 3. Классификация видов риторики, родов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Приводя классификацию видов красноречия, мы в качестве критерия берем сферу социальной деятельности говорящих (и воспринимающих) лиц.
1. Политическая риторика. С античных времен риторику считают инструментом управления в политической системе общества. По Аристотелю, общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества. Риторика является средством организации государства. Распространение риторики является показателем демократического государственного устройства. Технологию политической риторики, обеспечивающей речевое взаимодействие личности, общества и государства, определят государство путем институционализации свободы слова и гласности. Основными документами политической риторики являются правовые акты – конституция, законы, указы, постановления, инструкции, приказы и под. Политическая риторика чаще всего использует публицистический стиль речи, который распространяется в газетах, общественно-политических и художественных журналах, в публицистических выступлениях и др., т.е. это речевая система, специально приспособленная для оптимального общения в общественно-политической сфере. В основе этого стиля лежит функция воздействия. Воздействующая функция в публицистической речи трансформируется в функцию убеждения, поэтому политическая речь – это речь убеждающая.
2. Юридическая риторика – это комплекс знания по подготовке юриста к произнесению публичной судебной речи сообразно требованиям уголовнопроцессуального закона; умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; умение воздействовать на правосознание людей. Содержание судебной речи играет не меньшую роль, чем искусство ее построения и словесного оформления. Кроме этого, этические принципы должны указывать судебному оратору, насколько нравственно пользоваться тем или иным освещением обстоятельства дела и возможными выводами. Искусство судебного оратора проявляется в том, насколько он умеет построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий психологический анализ личностей подсудимого и потерпевшего, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом судей и аудиторию.
3. Военная риторика – это специализированная речевая культура военнопрофессиональной среды, направленная на освоение военной культуры, адаптацию новых поколений к непривычным условиям жизни и деятельности военнослужащих при помощи особенных технологий речевого воздействия на коммуникативном и поведенческом уровнях. Это часть общей
Фрагмент для ознакомления
3
Сл 10. Литература:
1. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник: В 2 т.- Т.1, Т.2. - М.: «Дело», 2004.-720С.
2. Русский язык. Риторика. 10-11 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля / А. К. Михальская. - 6-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2011. – 491
3. Интернет-источник: Как правильно провести собеседование: полезные советы и рекомендации начинающим HR и предпринимателям [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.insales.ru/blogs/university/kak-provesti-sobesedovanie (Дата обращения: 19.01.2025)