Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного решения.
Предлагается описание следующей конфликтной ситуации.
Ученик не доволен собственной отметкой, полученной за выполнение учебного задания. В качестве протеста он во время урока залезает на стол. В классе раздается звонкий смех детей, что влечет за собой срыв рабочей обстановки. Учитель не имеет возможности продолжать урок в соответствии с разработанным планом.
Вариантов решения учителем данной педагогической задачи множество. Педагогу важно понимать, что от его поведения в данной ситуации зависит ход дальнейшего образовательного процесса и психологическая обстановка в данном коллективе.
Для осуществления поиска наиболее грамотного варианта решения данной педагогической задачи предлагается заполнить сравнительную таблицу. Содержание таблицы — это ключевые вопросы, необходимые для анализа сложившейся ситуации, и оформление основных направлений проведения сопоставительного анализа различных сценариев поведения учителя: «начинающий педагог» и «педагог-мастер».
После завершения работы над содержание данной таблицы, рекомендуется оформить основные выводы по поиску персонального грамотного решения представленной педагогической задачи.
Вопросы для анализа ситуации Сравнительная характеристика
действий педагогов при решении оформленной
педагогической задачи
Начинающий педагог Педагог-мастер
1. Как разрешить сложную ситуацию? Может поругать, тем самым еще больше обострит ситуацию.
Заранее обговаривать все нюансы выставления отметок ученикам.
Задать вопросы ребенку, тем самым пытаясь его вовлечь в диалог с рефлексией: «что ты сейчас делаешь?», «какую оценку ты сам себе бы поставил?» «считаешь ли ты, что ты достоин более высокой отметки, после такого поступка?»
Объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание.
2. Какими путями можно было избежать подобной ситуации? Резко укоротить поведение ребенка и вызвать его родителей в учебное заведение, поскольку для него такое поведение может показаться странным. Заранее обговаривать все нюансы выставления отметок ученикам.
Объяснил бы ученику немедленно, почему была выставлена конкретная оценка, и также предоставил бы рекомендации о том, как можно её улучшить, а также указал бы на сроки, в течение которых это можно сделать, чтобы ученик не зацикливался на данном моменте.
3. Как вернуть рабочую обстановку на урок, если подобная ситуация произошла? Позовет директора или завуча, напугает детей, пригрозит вызовом родителей в школу. Сказать: «Не нужно поступать таким образом, а если появятся какие-либо сложности, я всегда готов прийти на помощь и разъяснить ситуацию» и предложить ему спуститься с парты, не прерывая урок, а затем, после занятий, вполне естественно поговорить с учеником наедине.
Выводы по решению педагогической задачи: В такой ситуации важно сохранять спокойствие и здравый смысл, не поддаваясь на провокации со стороны ученика. Сначала следует объяснить причины выставленных оценок и наладить конструктивный диалог со всеми учениками в классе, чтобы избежать подобных недоразумений, которые могут мешать образовательному процессу.
Задание 2. Внимательно изучите теоретический материал по теме «Имидж современного педагога» и найдите варианты актуализации данного вопроса для осуществления собственной педагогической деятельности.
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
Вы являетесь участником ежегодного конкурса «Учитель года». Вам необходимо соответствовать имиджу современного педагога и подготовиться к достойному выступлению.
Для осуществления поиска наиболее грамотного варианта решения данной педагогической задачи предлагается заполнить обобщающую таблицу, работа над содержание которой поможет формированию системного представления о составляющих элементах имиджа педагога, вариантах их проявления и осознания значимости.
№ Составляющие элементы имиджа современного педагога Основные показатели соответствия педагога составляющим имиджа Обоснование значимости показателей имиджа педагога
1. Профессиональная компетентность Согласие теории и практики в подготовленности к реализации педагогической функции. Суть данного термина определяется конкретными историческими условиями социальной и образовательной реальности. Образ педагога играет ключевую роль в самовыражении личности: для преподавателя он становится показателем общественного признания, а также оценки и отношения людей вокруг.
Увеличение статуса и престижа педагогической профессии, а также рост ее социального значения.
2. Педагогическая эрудиция Современные научно-педагогические знания, методы и подходы которые лежат в основе решений преподавателя в высшем образовании при решении образовательных задач.
Личностное и профессиональное развитие учителя Эрудиция означает высокую степень образования, богатство читательского опыта и глубокое понимание многих областей. Основной признак эрудиции педагога — это его энциклопедические знания, поскольку учащиеся способны задавать вопросы, касающиеся различных аспектов человеческой деятельности. Достигнуть этого уровня можно лишь через постоянное обучение и самообразование.