Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы проблемы низкой успеваемости у школьников 5
1.1. Понятие и виды низкой успеваемости: причины и проявления 5
1.2. Влияние когнитивных, эмоционально-личностных и социальных факторов на успеваемость 7
1.3. Роль семьи и школьного коллектива в развитии академической успешности 9
2. Алгоритм решения проблемы низкой успеваемости ученика 5 класса 11
2.1. Диагностика низкой успеваемости: 11
2.1.1. Анализ успеваемости ученика (оценочные данные, выполнение домашних заданий) 11
2.1.2. Психологическая диагностика (оценка когнитивных функций, эмоционального состояния) 11
2.1.3. Определение социального контекста (взаимодействие с родителями, учителями, одноклассниками) 12
2.2. Коррекционные меры: 13
2.2.1. Индивидуальный подход к обучению (учет уровня подготовки и особенностей ученика) 13
2.2.2. Развитие навыков самоорганизации и мотивации 14
2.2.3. Привлечение психологической помощи при необходимости 15
2.3. Мониторинг и оценка результатов коррекционной работы 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема низкой успеваемости школьников занимает центральное место в педагогике и психологии, так как от успешности учащихся в образовательном процессе зависит не только их академическое развитие, но и формирование личности, социальной адаптации и профессионального самоопределения. Особенно остро данная проблема проявляется в среднем звене, когда дети сталкиваются с увеличением объема и сложности учебного материала, изменением требований со стороны учителей и перестройкой межличностных отношений в коллективе.
Ученики 5-го класса находятся на этапе перехода от начального образования, что сопровождается возрастными и психологическими изменениями. В этот период низкая успеваемость может быть обусловлена множеством факторов: когнитивными, эмоционально-личностными, социальными или даже физиологическими. Без своевременного выявления причин и разработки комплексного подхода к коррекции существует риск формирования стойкой учебной неуспешности, что может повлиять на дальнейшее обучение и развитие ребенка.
Цель контрольной работы — дать теоретическую интерпретацию проблемы низкой успеваемости у ученика 5 класса, разработать алгоритм диагностики и предложить пути коррекции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы проблемы низкой успеваемости;
выявить основные причины низкой успеваемости у учеников среднего звена;
предложить алгоритм диагностики, учитывающий индивидуальные особенности ученика;
разработать комплекс коррекционных мероприятий, направленных на повышение академической успешности.
Методологическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов, посвященные вопросам диагностики и коррекции учебной неуспешности, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательный процесс в современной школе.
1. Теоретические основы проблемы низкой успеваемости у школьников
1.1. Понятие и виды низкой успеваемости: причины и проявления
Низкая успеваемость — это несоответствие академических достижений учащегося образовательным стандартам, предъявляемым программой обучения. Она характеризуется недостаточными знаниями, навыками и умениями, которые ученик должен усвоить на определенном этапе обучения. Это явление является сложным педагогическим и психологическим феноменом, затрагивающим различные аспекты личности ученика, его взаимодействие с учебной средой и внешними факторами.
Низкую успеваемость можно классифицировать по различным критериям :
1. По причинам возникновения:
интеллектуальная — связана с особенностями когнитивного развития, например, низким уровнем памяти, внимания или мышления;
психологическая — вызвана личностными особенностями, такими как низкая мотивация, тревожность или низкая самооценка;
педагогическая — обусловлена недостатками в методах обучения, неподходящими требованиями или отсутствием индивидуального подхода;
социальная — связана с неблагоприятными условиями в семье, конфликтах с учителями или сверстниками;
физиологическая — вызвана состоянием здоровья ребенка, хронической усталостью или особенностями нервной системы.
2. По уровню проявления:
общая — затрагивает большинство учебных предметов;
избирательная — проявляется только в отдельных дисциплинах, чаще всего требующих специфических навыков, например, математика или иностранный язык.
3. По продолжительности:
эпизодическая — временные трудности в учебе, связанные с определенными жизненными обстоятельствами (например, болезнью);
стойкая — продолжающиеся трудности, связанные с устойчивыми факторами.
Причины низкой успеваемости могут быть внутренними (связанными с личностью ученика) и внешними (влияющими извне) :
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Академия, 1997. – 96 с.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Академия, 2003. – 224 с.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 512 с.
4. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 185 с.
5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Академия, 2003. – 96 с.
6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002. – 512 с.
8. Филиппова Г.Г. Развивающая психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
9. Шпрангер Э. Психология личности. – М.: Апрель Пресс, 1998. – 310 с.