Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Рисунок, пожалуй, одно из первых творческих проявлений человечества, дошедших до нас из глубины веков. Ещё в древних племенах, колдуны чертили схемы и рисунки, отгоняя злых духов, залечивая раны, способствуя охоте. Рисунок дошел до нас в виде наскальной живописи в древних пещерах. Искусство изображений активно использовалось людьми в ритуалах, магических и исцеляющих практиках и в качестве эффективной формы их взаимодействия друг с другом.
Как самостоятельная область теоретических знаний и практической деятельности арт-терапия стала формироваться на стыке науки и искусства в начале XX века. Сегодня арт-терапия - это очень пластичное, непрерывно развивающееся направление психотерапии, она постоянно расширяет сферу своего применения. Методы и техники арт-терапии активно используются в медицине, педагогике, социальной работе. Основная цель арт-терапии - гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление способности человека находить оптимальное, способствующее активному продолжению жизни в состоянии равновесия.
Согласно Резолюции Российской арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия характеризуется как «система психологический и психофизических лечебно-корреляционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений».
Арт-терапия все более сближается с психологическими науками и медициной, интегрирует в себя достижения разных психотерапевтических школ.
Цель работы проанализировать рисуночную терапию в психокоррекционной работе.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования, обобщение.
Рисуночная терапия в психокоррекционной работе
Рисуночная терапия, или арт-терапия, представляет собой метод психокоррекции, основанный на использовании художественного творчества для выражения эмоций, проработки внутренних конфликтов и улучшения психоэмоционального состояния. Этот подход активно применяется в психотерапии, педагогике и социальной работе, так как он позволяет людям, особенно детям, выразить свои чувства и переживания без необходимости вербализировать их.
Отечественный психиатр, психотерапевт Д.Б. Карвасарский в «Психотерапевтической энциклопедии» определяет психологический рисунок «в качестве одного из методов групповой психотерапии, основная задача которого – получить дополнительную информацию о проблемах отдельных пациентов или всей группы». Психологический рисунок способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых переживаний, проблем и конфликтов пациентов. Психотерапевтическое занятие с использованием психологического рисунка опирается на следующую структуру: каждому пациенту предлагают на листе бумаги выполнить рисунок на определенную тему цветными карандашами (мелками, красками или другими изобразительными средствами). В среднем процесс рисования занимает 30 минут. После этого группа переходит к обсуждению рисунков каждого пациента .
Термин «психорисунок» приобрел свое содержательное наполнение в рамках метода глубинной психокоррекции, автором которого является доктор психологических наук, профессор Т.С. Яценко. Психорисунком называют рисунок, в котором автор пытается целенаправленно передать психологическое содержание, определенное темой рисунка с целью дальнейшей рефлексии изображения в диалоге с психологом. Психокоррекционная работа предполагает комплексное рассмотрение рисунков, хотя в отдельных случаях работа может осуществляться с применением одного рисунка.
История проективного метода берет свое начало в 1904–1905 годах с теста словесных ассоциаций швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии К.Г. Юнга, который открыл, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике. В соответствии с его взглядами, область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Следующий этапразвития проективной диагностики связан с Г. Роршахом и публикацией им в 1921 г. в Берне на немецком языке «Психодиагностики». Далее развитие проективного метода продолжается в работах Лоуренса Франка 1939–1948 гг., в которых автор выделил основные принципы проективной психологии. Он вводит термин «проекция», под которым понимает особую группу методов исследования личности, которые направлены на раскрытие внутреннего мира человека, мира его субъективных переживаний, мыслей, ожиданий, чувств, а вовсе не на экспресс-диагностику реального поведения. Акцент ставится не на действиях субъекта, а на его чувствах и возможности контролировать эти чувства в процессе рисования .
В России исследования с применением рисунка, как тестового материала, начались в 1909 году отечественным психоневрологом Г.И. Россолимо. Изучение элементарных изобразительных способностей с целью выявления индивидуальных различий, как в норме, так и в патологии, проводилось на различных группах обследуемых. Накопление в зарубежной и отечественной психологии материалов по использованию рисуночных методов и развитие знаний о личности сделало очевидным тот факт, что содержание и техника исполнения рисунков определяются не только уровнем интеллекта, но и другими характеристиками. Было экспериментально доказано, что качественные характеристики рисунков определены личностными особенностями человека, а количественные – интеллектуальными способностями .
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Володина, К. А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации // Организационная психология. 2017. Т. 7. № 2. С. 86–101.
2. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2019. 430 с.
3. Козлов В.В., Пермина С.В. Основа интегративной арттерапии: теория и практика// Челябинск, 2019. 340 с.
4. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт. 2019. 152 с.
5. Подъячева, М. А. Регуляция психических состояний средствами рисуночной арт-терапии // Молодой ученый. 2020. № 12 (302). С. 244-246.
6. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. - М.: Феникс. 2020. 280 с.
7. Фомочкин Ю.В., ПИИРОГРАФИЯ. Описание эксперимента «Борей» 2021. С. 28.