Фрагмент для ознакомления
2
Документ представляет собой информацию, зафиксированную на материальном носителе, будь то текст, звукозапись или изображение, с реквизитами, позволяющими её идентификацию.
Документальность — это опора на факты, активное использование документов, а также цитирование свидетельств и источников в художественном произведении. Степень документальности произведения может варьироваться в зависимости от замысла автора.
Документальность в искусстве представляет собой эстетическую характеристику, присущую художественной культуре XX — начала XXI века. Это явление возникло в начале прошлого века в результате появления и активного развития таких средств передачи информации, как печать, радио, фотография, телевидение и кинематограф.
Новые технологии, позволяющие запечатлеть реальность, сделали документ важным элементом культурной жизни, подчеркнув его значимость в художественном творчестве. Обращаясь к документу, искусство подчеркивает свою связь с социальными и духовными процессами, происходящими в обществе.
Цель работы: изучить документальность.
Задачи: рассмотреть историю и эволюцию понятия «документ», «документальность»;
рассмотреть документ как источник форм художественного осмысления событий;
изучить документальный материал в условиях сценического пространства;
рассмотреть документальную драматургию;
рассмотреть документальную литературу;
изучить понятие жанра. Виды документальных жанров.
1. История и эволюция понятия «документ», «документальность»
Документ является важным средством коммуникации и ключевым понятием для множества научных дисциплин, таких как документоведение, документалистика и архивоведение. Исторический источник служит эмпирической основой для исторических исследований. Изучение истории документа как явления социальной реальности пересекается с указанными дисциплинами и исторической наукой. Тем не менее, соотношение понятий «документ» и «исторический источник» до сих пор остается недостаточно проанализированным.
Каждый документ, помимо своей основной функции, выполняет и дополнительную: он содержит информацию о прошлом, которая может быть использована историками в их научных изысканиях, то есть выступает в роли исторического источника. Следует отметить, что в современной науке отсутствует единое определение понятия «документ»1.
Основатель советского документоведения, К.Г. Митяев, в конце 1950-х годов XX века высказывал следующее мнение: «термины «документ» и «документальные материалы» охватывают все, что можно считать документальным, то есть основанным на отражении объективной реальности через запечатление, фиксацию и регистрацию фактов, событий и явлений с помощью письма, изображений или звукозаписи». При этом под «документами» в узком смысле обычно подразумеваются письменные свидетельства, соответствующие установленным требованиям, которые удостоверяют факты, права и обязательства, а также служат для их подтверждения (например, удостоверения, дипломы, контракты, оправдательные документы и т.д.).
В начале шестидесятых годов определение термина было уточнено: «документ» представляет собой результат сознательного запечатления
(документирования) информации о явлениях объективной реальности различными способами с целью надежной передачи этой информации во времени и пространстве, при обязательной идентификации запечатленного с использованием словесного языка.
В 1970-1980-х годах в области архивоведения и документоведения под интересующим нас термином стали понимать, по сути, все материальные объекты, содержащие сознательно зафиксированную информацию. Так, в «Большой советской энциклопедии» утверждалось, что документ — это «материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве». Аналогичное определение было зафиксировано в Госстандарте 1983 года (ГОСТ 16487-83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения) и в учебной литературе.
Историк и источниковед С.М. Каштанов подчеркивал, что в категорию «документов» входят: 1) письменные и изобразительные источники, выполненные на любом материале и с использованием любой знаковой системы; 2) вещественные памятники, созданные человеком и содержащие преднамеренную информацию в виде изображений или надписей (включая здания, механизмы, посуду, оружие и т.д.); 3) природные объекты, которые не были специально обработаны для письма, но на которых имеются рисунки или знаки, нанесенные человеком (например, скалы, камни, деревья и т.д.). Однако объекты двух последних категорий не обладают информационной функцией по своей природе, которая в документационной литературе считается основной и наиболее общей функцией документа: наличие преднамеренной информации в них является либо вспомогательной функцией (для предметов, созданных человеком), либо функцией, присвоенной позднее (для природных объектов). С точки зрения С.М. Каштанова, информативность следует рассматривать не как функцию, а как свойство документа. Документ создается не только для передачи информации, но и для выполнения определенной
функции воздействия через передачу конкретной информации, влияющей на материальные отношения (экономические, политические, правовые)2.
С 1998 года и по настоящее время в Государственных стандартах в определении документа, помимо информации и материального носителя, выделяется еще один компонент — возможность идентификации информации с помощью реквизитов. Это означает, что документ представляет собой «зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Таким образом, границы понятия были значительно уточнены.
1.1. Документ как источник форм художественного осмысления событий
Документ служит источником художественного осмысления событий в документальной прозе, придавая тексту ясность, фактичность и достоверность.
Ключевым жанровым признаком документально насыщенной прозы является основанная на фактах событийность, которая зачастую определяет как сюжетно-композиционную, так и персонажную структуру произведения.
В художественном пространстве документы могут копироваться, имитироваться, пересказываться и упоминаться, играя значимую роль в социально-культурной и речевой характеристике персонажей, а также в общем сюжетно-композиционном строе литературного текста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Е. Я. Между документальностью и художественностью (на примере дневника М. Н. Воробьевой) / Е. Я. Антонова, О. В. Алексеева // Верхневолжский филологический вестник. – 2019. – № 4(19). – С. 30-38.
2. Бакашова, Ж. К. Проблемы взаимодействия реальности и художественного вымысла в русской литературе в 20-х годах XX века / Ж. К. Бакашова // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. – 2021. – № 1. – С. 119-124.
3. Кацев, А. С. Документ и словесная образная система / А. С. Кацев, Л. М. Кацева // Историко-культурное наследие в институциональном измерении : Материалы II Уральского историко-архивного форума, посвященного 30-летию подготовки документоведов и 20-летию подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства в Уральском федеральном университете, Екатеринбург, 06–09 октября 2022 года / Отв. редактор Л.Н. Мазур. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2022. – С. 357-363.
4. Лобанова, А. Как работать с документальным текстом? // Театр. — 2018. — №34. — С. 137-144.
5. Малинина, Н. Л. Художественность документальности: реминисценции в современной культуре / Н. Л. Малинина. – Курск : Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2020. – 114 с.
6. Першина, В. М. Информационные свойства документа // Документ в современном обществе: парадигмы прошлого и реалии настоящего: материалы 9-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции, 08-09 апреля 2016 г. – Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2016. – С. 194-197.
7. Чукуева, З. Н. Роль документа в художественной системе прозы // Культура и цивилизация. 2017. Том 7. № 4А. – С. 323-334.