Фрагмент для ознакомления
2
1. Способности и одаренность.
Способности - это совокупность психологических особенностей человека, от которых зависит успешность различных видов его деятельности и приобретения знаний, умений, навыков.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению деятельности или ряда деятельностей. Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды (обучения и воспитания) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.
Выделяют следующие признаки способностей:
1) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, воли, общения, двигательных реакций и др.);
2) способностями называют не все индивидуальные особенности, а только те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или нескольких видов деятельности. Особенности личности, не способствующие успешности деятельности (вспыльчивость, вялость, безразличность) способностями не являются;
3) способности облегчают и ускоряют получение навыков, умений и знаний, но сами не сводятся к навыкам, умениям или знаниям человека.
Способности к той или иной деятельности не являются врожденными качествами личности. Врожденными являются только задатки, составляющие природную основу развития способностей.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности. Здесь важно подчеркнуть принципиальное сходство общей архитектуры психологической системы деятельности и архитектуры психологической функциональной системы способностей. Их изоморфность раскрывает пути интеграции отдельных способностей в одаренность в структуре деятельности. При этом важно отметить, что одаренность индивидуальна: у различных лиц, занятых одной и той же деятельностью – различна. Для одной и той же деятельности характерны различные одаренности. Здесь, как и в проблеме способностей, на первый план выступает качественная характеристика одаренности, а уж затем ее мера выраженности, количественные параметры.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Факторы наследственности и среды. Соотношение биологического и социального в развитии одаренности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой, исследовательской). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка.
2. Признаки одаренности.
Признаки явной одаренности проявляются в поведении одаренного ребенка. Два аспекта: инструментальный (характеризует способы его деятельности) и мотивационный (отношение ребенка к той или иной стороне
действительности). Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка, признаки: - наличие специфических стратегий деятельности - качественно своеобразный индивидуальный стиль деятельности, выражающийся в склонности «все делать по-своему», с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции ; - особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность знания; способность видеть изучаемый предмет во всем многообразии и во взаимосвязи со множеством явлений; свернутость знаний и их готовность актуализироваться в нужный момент; категориальный характер мышления (увлеченность концептуальными идеями, склонность и способность отыскивать общее и особенное, делать выводы); - индивидуальный, своеобразный тип обучаемости.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка, признаки: - повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.); - избирательность к формам собственной активности (физической, познавательной и т. д.), переживание чувства удовольствия; - увлеченность, погруженность в определенные сферы деятельности; - повышенная познавательная потребность (любознательность, готовность выходить за пределы исходных требований деятельности); - интерес к информации с чертами парадоксальности, противоречивости, неопределенности; - критическое отношение к стандартным, типичным заданиям, готовым ответам; - трудолюбие, высокая трудоспособность в интересующей сфере деятельности; - стремление к совершенству, требовательность к результатам собственного труда; - постановка целей и задач повышенной сложности, настойчивость в их достижении.
Критерии выявления одаренности: активность, динамичность интеллектуальной деятельности; наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков; систематическое самообразование; креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах); темпераментные
особенности; активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности)
3. Виды одаренности.
Выделены следующие виды одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.). Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального
произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).
4. Специфические особенности детской одаренности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Детская одаренность и ее специфика. Детский возраст – период становления способностей и личности, глубоких интегративных процессов в психике ребенка. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития, при этом на каждом этапе детства есть свои предпосылки развития способностей (например, дошкольный возраст – предрасположенность к усвоению языков, любознательность, яркость фантазии).
В. Лоуэнфельд выделил восемь характеристик: умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей; А. Н. Лук – более десяти. А. И. Доровской классифицирует признаки одаренности по возрастным периодам детства:
Раннее детство (1–3 года): неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за множеством событий, разнообразный словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счету, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия. Дошкольный период (4–7 лет): память (высокий уровень запоминания), интуитивные скачки (перескакивание через ступени), яркое воображение,
нечеткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, потребность в общении со старшими детьми и взрослыми. Характеристики: доброта, открытость, понятливость; владение искусством речевой коммуникации; любознательность, изобретательность собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; обостренное ощущение и реакция на несправедливость.
Школьный период (7–17 лет): успех в деятельности; потребность в обобщении, классификации; потребность в сложных и долгосрочных заданиях; чувство юмора, развитая оперативная память, логическое мышление, установка на творческое выполнение заданий, владение познавательным инструментарием, оригинальность словесных ассоциаций, идеальное моделирование образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.
5. Типы личностного развития одаренного ребенка.
Следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.
Гармоничный тип:
Проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т.д. Однако самостоятельность одаренных детей связана со сформированностью «саморегуляционных стратегий» обучения, которые они легко переносят на новые задачи.
Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней
мотивации. Часто наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одаренных детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями. Характерная особенность мотивацией иной сферы одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих.