Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система — многоуровневая структура взаимодействующих элементов, объединенных в многоуровневые подсистемы для достижения единой функциональной цели (целевой функции).
Целью изучения теории и анализа систем является освоение основных понятий и рабочей терминологии, используемых в теории и анализе систем. К ним относятся классификации систем: детерминированные и стохастические, динамические и статические, естественные и искусственные и другие.
Модель черного ящика — это методология исследования, в которой система рассматривается как черный ящик, о внутреннем функционировании которого ничего не известно.
Понятия «система» и «системность» играют важную роль в современной науке и практике. Интенсивные разработки в области системного подхода и теории систем ведутся с середины XX века. Однако само понятие «система» имеет гораздо более длительную историю. Первоначально системные идеи формировались в рамках философии: уже в античности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы своих частей. Древние философы (Платон, Аристотель и др.) трактовали систему как мировой порядок, утверждая, что системность является свойством природы. Позднее И. Кант (1724-1804) доказал системность самого процесса познания. Принципы системности активно изучаются и в естественных науках. Наш соотечественник Е. Фёдоров (1853-1919) в процессе создания науки кристаллографии пришёл к выводу о системности природы. Принцип системности в экономике был сформулирован А. Смитом (1723-1790), который пришел к выводу, что эффект действий людей, организованных в группу, больше суммы индивидуальных результатов.
1.Сущность направленных и ненаправленных систем
В последнее время в определение понятия системы, а также элементов, связей, их свойств и целей стали включать наблюдателя, хотя необходимость учета взаимодействия исследователя с изучаемой системой также «была первый подчеркнут. одним из основателей кибернетики, самим У. Р. Эшби.
М. Месарович и Я. Такахара в книге «Общая теория систем» считают, что система — это «формальное отношение между наблюдаемыми характеристиками и свойствами», система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом с другими, которые образует определенную целостность, единство.
В соответствии с целями системного исследования можно выделить два типа определения системы: описательное и конструктивное.
Описание - определение системы через ее свойства, через ее внешние проявления. Например, ключ — это предмет, который легко открывает замок.
Конструктивное определение — это описание через элементы системы, связанные с основным фактором системообразования — с функцией. В структурном отношении система рассматривается как блок ввода, вывода и процессора (преобразователя), предназначенный для реализации определенной функции
Направленные и ненаправленные системы — это типы связей в системах, которые различаются по направлению.[1]
Направленные системы необратимы и имеют тенденцию к концентрации. Каждый последующий шаг отличается от предыдущего и имеет свой результат. Примерами служат социализация детей, расширение городов и технологическое развитие промышленности.
Существует два типа ненаправленных (или текучих) систем: случайные (хаотичные), не основанные на закономерностях, и повторяющиеся, их поток следует схожим закономерностям. Например, перевод студента из одного класса в другой или ученика с одного курса на другой.
Направленные и ненаправленные токовые защиты также применяются в электротехнической промышленности, например, для токовой защиты линий электропередачи.
Примерами направленных процессов являются социализация ребенка, расширение городов, технологическое развитие промышленности и рост населения.
В этом широком смысле наибольший интерес представляют индивидуальная биография и социальная история. Направленные процессы могут быть постепенными, восходящими или линейными.
Ненаправленные (или текучие) процессы имеют чисто случайную и хаотическую природу и не основаны на какой-либо закономерности. Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизация и демобилизация в социальных движениях или в детских играх.
Направленные процессы предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении. Они предсказуемы или очевидны (например, процесс создания единого европейского сообщества, процесс глобализации, процесс экономических реформ, бракоразводный процесс).[2]
Ненаправленные процессы случайны, хаотичны и непредсказуемы. Например, процессы возбуждения, охватывающие толпу, процессы мобилизации в социальных движениях, эмоциональные семейные конфликты.
Целью применения системного анализа к конкретной проблеме является повышение степени обоснованности принимаемого решения, расширение набора вариантов, из которых осуществляется выбор, с одновременным указанием путей исключения тех из них, которые явно уступают другим.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Берталанфи Л. Фон. Общая теория систем: критический обзор / Берталанфи Л. Фон // Исследования по общей теории систем. — М. : Прогресс, 2019. — С. 23–82.
2.Живицкая Е. Н. Системный анализ и проектирование : лекции и учебные пособия. — Виктор Сафронов, 2021.
3.Лопатников Л. И. Чёрный ящик // Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2023. — 520 с.
4.Певзнер Л. Д. Практикум по математическим основам теории систем : учебное пособие / Л. Д. Певзнер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 400 с.
5.Росс Эшби У. Глава 6. Чёрный ящик // Введение в кибернетику = An Introduction to Cybernetics. — Издательство иностранной литературы, 2019. — С. 127–169. — 432 с.