Фрагмент для ознакомления
2
Иммануил Кант, основоположник немецкой классической философии, видел главной проблемой философии обоснование истинного знания и высших целей разума [1]. Кант считал, что прежде чем решать вопросы о бытии человека, душе, морали и религии, необходимо исследовать возможности человеческого познания и установить его границы. Он предложил "критический метод" философствования, заключающийся в исследовании самого разума, анализе познавательной способности и определении границ, в которых она может простираться. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это "коперниканским переворотом" [2]. Знание, по Канту, не является мертвым слепком вещей, а представляет собой результат активной познавательной деятельности.
Кант утверждал, что существуют необходимые условия познания, заложенные в самом разуме, которые и придают знанию характер необходимости и всеобщности. По Канту, мы познаем мир не таким, какой он есть на самом деле, а только таким, каким он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Абсолютное познание "вещей в себе" невозможно, их внутренняя сущность никогда не будет познана разумом.
Возможность опытного познания заключается в сущности мышления и деятельности рассудка, связывающего множество созерцаний с единством понятий. Рассудок диктует законы природе, но может знать только явления, то есть то, каковы вещи для нас. Кант выделял трансцендентальную апперцепцию как единство сознания, составляющее условие всякого познания [2]. Это единство — не результат опыта, а условие его возможности, форма познания, коренящаяся в самой познавательной способности. Научное познание, согласно Канту, должно быть единством всеобщей формы разума и особенного чувственного содержания, единством анализа и синтеза, априорного и апостериорного. Кант также утверждал, что существуют априорные формы познания, такие как пространство и время, которые являются врожденными и необходимыми для организации опыта.
Кант скрупулезно разрабатывал свою концепцию о «вещах в себе», подразумевая, что в жизни индивида есть сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах: мире явлений, где все детерминировано, и сверхчувственном мире «вещей в себе».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Иммануил Кант / В. Ф. Асмус. - Москва : Высшая школа, 2005. - 439 с.
2. Калинников Л. А. Интерпретация и принципы // Кантовский сборник. 1989. Вып. 14. С. 81 — 90.
3. Калинников Л. А. Проблема антиномии чистого теоретического разума в системе Канта // Кантовский сборник. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-antinomii-chistogo-teoreticheskogo-razuma-v-sisteme-kanta (дата обращения: 05.02.2025).
4. Калинников Л. А. Философская система Канта и принципы ее интерпретации // Кантовский сборник. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-sistema-kanta-i-printsipy-ee-interpretatsii (дата обращения: 05.02.2025).
5. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. : в 6 т. М., 1966. Т. 6.
6. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. : в 6 т. М., 1964. Т. 3.
7. Философия: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 735 с.