Фрагмент для ознакомления
2
Административное принуждение реализуется в рамках специальных охранительных административно-правовых отношений, возникающих в сфере государственного управления и регулирующих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется.
Одной из особенностей административного принуждения является отсутствие отношений служебной подчиненности между государственным органом, применяющим принуждение, и лицом, к которому оно применяется, что отличает его от дисциплинарного принуждения, действующего в рамках государственно-служебных отношений. Административное принуждение может распространяться на широкий круг субъектов административного права.
Процедура применения административного принуждения отличается оперативностью, простотой и экономичностью.
Административное принуждение используется не только в отношении физических лиц (граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства), но и в отношении юридических лиц.
Важнейшим признаком административного принуждения является особая юридическая основа его применения. Основаниями для применения административного принуждения служат: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных законом, таких как эпидемии, эпизоотии, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и другие чрезвычайные обстоятельства, когда меры административного принуждения могут применяться даже при отсутствии правонарушения и вины человека с целью предотвращения или минимизации опасных последствий. Важно отметить принципиальное различие оснований административного принуждения от оснований других видов государственного принуждения, например, уголовного наказания, которое назначается только за совершение преступления.
Основные виды административного принуждения:
1. Предупредительные меры – направлены на предотвращение возможных нарушений закона. Например, досмотр багажа в аэропорту или проверка документов у водителей транспортных средств.
2. Меры пресечения – применяются при непосредственном совершении правонарушения. К ним относятся задержание нарушителя, изъятие орудий совершения преступления, временное ограничение свободы передвижения и другие подобные меры.
3. Иные меры воздействия – включают в себя штрафы, административные аресты, лишение специальных прав (например, водительских прав), а также иные санкции, предусмотренные законодательством.
4. Восстановительные меры – используются для восстановления нарушенного правопорядка, например, восстановление поврежденного имущества или устранение экологического ущерба.
Принципы применения административного принуждения:
1. Законность – все меры должны строго соответствовать действующему законодательству и применяться исключительно в рамках установленных законом процедур.
2. Целесообразность – применение мер должно быть оправдано конкретной ситуацией и направлено на достижение поставленных целей.
3. Справедливость – наказание должно быть соразмерным совершенному правонарушению и учитывать обстоятельства дела.
4. Индивидуальный подход– учет личности правонарушителя, его возраста, состояния здоровья и других факторов.
Примеры использования административного принуждения:
- Остановка транспортного средства сотрудником ГИБДД для проверки документов водителя.
- Изъятие контрафактной продукции таможенными органами.
- Применение штрафов за нарушение правил дорожного движения.
- Временный запрет на проведение массовых мероприятий в случае угрозы общественной безопасности.
Таким образом, административное принуждение играет важную роль в поддержании правопорядка и обеспечении законности в обществе.
Методы административного принуждения используются в отношении физических лиц и организаций в случае:
1. Совершения физическим лицом преступления.
2. Совершения физическим лицом или организацией административного правонарушения.
3. Совершения физическим лицом или организацией другого правонарушения, которое не является административным согласно законодательству Российской Федерации (например, налогового или бюджетного).
4. Невыполнения физическим лицом или организацией своей субъективной юридической обязанности, установленной законодательством.
5. Игнорирования физическим лицом или организацией законных требований компетентного административного органа совершить определённые действия либо воздержаться от таковых.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. - М. Эксмо, 2014. - 64с.
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)
3. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 года №128-ФЗ (в ред. от 04.05.2011 №99-ФЗ) // СПС "Консультант Плюс"
4. Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 (от 15.07.1995) N 103-ФЗ (ред. от 28.06.2014) № 103-ФЗ // СПС "Консультант Плюс"
5. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) // СПС "Консультант Плюс"
6. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года (в ред. от 23.06.2014 ) № 52-ФЗ // СПС "Консультант Плюс" .Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.01.2011) // СПС "Консультант Плюс"
7. Административное право России: Курс лекций (под ред. Хаманевой Н.Ю.) - М.: Издательство "Проспект", 2014г. - 680с.
8. .Административное право. Курс лекций: учеб. пособие для вузов / Э.Г. Липатов - М.: Экзамен, 2013 - 510 с. .Акопов Л.В.
9. Административное право: учебник для вузов / Л.В. Акопов, М.Б. Смоленский. - 2-е изд., - М.: Академцентр, 2014 - 352 с. .Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.
10. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2014. - 528 с. .Бахрах Д.Н.
11. Административное право: учебник для вузов/Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 2е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2013 - 800 с. 6.Лазарев В.В., Липень С.В.
12. Теория государства и права., М., Изд-во "Спарк" 2012г. с 856 .Марченко М.Н. Понятие и основные признаки государства // В кн.: Общая теория государства и права. Академический курс. Учебник для вузов. Т.1. М., Издательство "Проспект" 2013г. - с.640
13. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации / под ред. Л.Л. Попова : учебник. - М : Высшее образование, 2014. - 467 с.
14. Смоленский М.Б. Административное право: учебник для вузов / М.Б. Смоленский, Э.В. Дригола. - М.: Кнорус., 2013 -320 с.
15. Журнал "Государство и Право" №12