Фрагмент для ознакомления
2
К основным методам воздействия, применяемым в средствах массовой информации, относятся сенсационность, запугивание, медианасилие и другие.
Сенсационность представляет собой акцент на событиях, которые воспринимаются как чрезвычайно важные и уникальные, что позволяет привлечь максимальное внимание публики. Используя сенсационные материалы, СМИ могут игнорировать определенные факты или события, а также снизить реакцию общественности на происшествия, предшествующие сенсационному событию [Гаврилов, 2023].
Метод запугивания заключается в том, что аудитория оказывается перед выбором между двумя негативными вариантами. В таких сообщениях создается ситуация, в которой противопоставляются два или более неблагоприятных исхода. Как объясняет Салемгареева Л. С., «в результате красочного описания всей ужасности большего зла, меньшее воспринимается почти как благо» [Салемгареева, 2020].
Медианасилие — это эмоциональное воздействие на зрителей, основанное на изображении крови, насилия, убийств и других подобных тем.
Американские исследователи Брайант Д. и Томпсон С. в своем исследовании психологического влияния медианасилия на аудиторию выделяют несколько психологических процессов. К ним относятся возбуждение, ослабление социальных санкций, желание воспроизвести насильственные сцены в реальной жизни, страх, преувеличенное восприятие опасности окружающего мира и другие аспекты [Брайант, 2020].
Тем не менее, большинство способов воздействия СМИ на общественное сознание связано с лингвистическими средствами, которые охватывают композиционные и стилистические особенности текстового построения, а также выбор языковых единиц на различных уровнях (лексика, грамматика, фразеология и др.).
Метод фрагментации, представляющий собой разделение информационного потока на отдельные несвязанные элементы, мешает аудитории сформировать правильное, полное и адекватное представление о происходящих событиях.
Упрощение же позволяет выразить основную мысль, которую необходимо донести до аудитории, в «краткой, энергичной и запоминающейся форме», представленной в виде утверждения [Кара-Мурза, 2017]. Подобная форма исключает всевозможные обсуждения, заставляя аудиторию принимать описываемый факт как данность.
Повторение придаёт утверждениям дополнительную значимость и заставляет аудиторию сосредоточиться на ключевых моментах, которые важны для манипулятора. Этот метод является основой большинства рекламных кампаний.
В последнее время наблюдается активное использование специализированной лексики в СМИ, что имеет свои причины. Российский филолог М. Н. Володина подчеркивает прагматические аспекты терминов: «прагматическая ценность терминологической информации заключается в её способности оказывать определённое влияние на поведение человека и его мышление» [Володина, 2018].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2020. – 432 с. – С. 199-211.
2. Володина Н. М. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. – М.: Изд-во МГУ, 2018. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://еvаrtist.nаrоd.ru/text12/03.htm#ж_09 (дата обращения: 03.02.2025).
3. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 288 с.
4. Гаврилов А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый. – 2023. – №8. – С. 152-155. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://mоluсh.ru/аrсhive/43/5220/ (дата обращения: 03.02.2025).
5. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2019. – 280 с. – С. 34.
6. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. 3-е изд. – М.: Алгоритм, 2017. – 528 с. – С. 157.
7. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. 2-е изд. М.: Флинта, 2016. 296 с.
8. Куликова Н.В. Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия.- Ростов-на-Дону, 2019.
9. Маслова В. В. Восприятие зрительного образа в телекоммуникации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук / Институт стратегических исследований. – 2017. – № 4-5. – С. 110-112.
10. Мельник С. Г. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб.: Питер, 2015. – 235 с.
11. Салемгареева Л. С. СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования // Вестник электронных и печатных СМИ. – Вып. 2. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://www.vеstnik.ipk.ru/indех.php?id=1537/ (дата обращения: 03.02.2025).
12. Тернер Д. Социальное влияние. – СПб. и др.: Питер: Питер-принт, 2023. – 256 с.
13. Тюнюкова Е. В. Формируем общественное мнение. – Новосибирск: СибУПК, 2020. – 55 с.
14. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2015. – 286 с.
15. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. 3-е изд., испр. и доп. – М., Мысль, 2019. – 217 с.