Фрагмент для ознакомления
2
Основные стадии эволюции трудовой (профессиональной) деятельности человека можно различать как «работа» – «ремесло» – «профессия» (профессиональная деятельность) [3, с. 119].
Сходные три стадии можно выделять в эволюции разных сфер деятельности: в военном деле, в спорте, в науке, в театральном и цирковом искусстве и в других. Деятельность человека изменяется не только в масштабе тысячелетий и столетий, но и в меньшей исторической метрики – в продолжение столетий и десятилетий. Понятно, что формы, технологии и содержание деятельности не остаются неизменными и в истории профессиональной жизни каждого человека [2, с. 43].
Другими словами, мы должны рассматривать три уровня динамики, три «темпоральных регистра»: тысячелетия – столетия и десятилетия – годы (как деятельности субъекта). Три основных стадии исторической эволюции, три основных формы организации деятельности человека, которые можно называть занятие, ремесло, профессия в отношении трудовой деятельности, или более обобщенно – занятие (упражнения, увлечения, работа), ремесло, профессия (профессиональная деятельность), – в отношении многих видов.
Очевидно, что до становления стадии занятие (упражнения, увлечения, работа) – карьера как социально-психологический феномен не зарождается и не проявляется; на стадии ремесло карьера как феномен еще не типична. Ремесленники трудятся как мастера-одиночки или в составе небольших групп (чаще семейных, включающих учеников-подмастерий); прямая связь «товар–деньги–товар» (по К. Марксу) во главу угла ставит особенности производства и рыночных отношений мастера и потребителей его товара, услуг, а не администрирования; лишь в отдельных случаях на стадии ремесла люди организуются далее своего квартала, образуя отдельные цеховые объединения, делегируя членов своих цехов в органы общественного самоуправления и/или власти или ангажируя представителей власти (светской, религиозной, военной). И только на стадии профессии (профессиональной деятельности) – как развитой деятельной сферы, включающей разделенные системы профессиональной подготовки, внешние критерии оценки профессиональных и личностных качеств человека, системы научной поддержки, юридического и медицинского сопровождения и др., в полной мере проявляется феномен карьеры или более узко – профессиональной карьеры (ПК) [5, с. 16].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Акерлоф Д., Экономика идентичности : как наши идеалы и социальные нормы определяют, кем мы работаем, сколько зарабатываем и насколько несчастны. - [Москва] : Карьера Пресс, 2021. — 212 с.
2) Басай О. Г., Карьера: из минуса в плюс: как полюбить свою профессиональную нестандартность и найти ресурс в атипичной карьере: Руководство для тех, кому сложно самореализоваться из-за постоянных перемен. — Москва : Дашков и К, 2023. — 202 с.
3) Березовская Р. А., Психология профессиональной карьеры : учебное пособие. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. — 150 с.
4) В НИУ ВШЭ выявили трудовые ценности нового поколения студентов вузов // Вопросы культурологии. — 2022. — Т. XIX, № 8 (август). — С. 685-687
5) Гуриева С. Д., Социальная психология без границ: пятьдесят пять лет развития и достижений // Психологический журнал. — 2023. — Т. 44, № 5. — С. 16-24.
6) Жуков В. Н., Об элитарности истинной и мнимой // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2024. — № 3. — С. 9-13.
7) Карпов А. А. Теория и практика психологического анализа деятельности. Ярославль: Филигрань, 2021. 316 с.
8) Козлова О.П., Карьера инженера: формируем soft skills: Учебно-методическая литература. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), 2023. — 152 с.
9) Кошман М., Карьера без границ : Как стать свободнее и смелее идти своим путём: Практическое пособие. — Москва : Альпина ПРО, 2022. — 124 с.
10) Лукьянченко Н. В., Карьерные ориентации и Я-центрированные характеристики личности будущих специалистов-гуманитариев // Психологическая наука и образование. — 2023. — № 1. — С. 40-51.
11) Омельченко М., Набирая высоту. Экологичная карьера в России. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2023. — 238 с.
12) Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. – М.: УРАО, 2002. – 160 с
13) Толочек В. А. Исторические формы деятельности человека как объект и предмет исследования. Часть 1 //Ярославский педагогический вестник, 2021б. № 5 (122). С. 119–133.
14) Толочек В. А. Управление профессиональной карьерой субъекта как научная и научно-практическая проблема. Часть 1//ЯРОСЛАВСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2023. С. 23-25
15) Трубина Ю. А., Социальные ценности миллениалов в современной России // Власть. — 2024. — № 3. — С. 205-215