Фрагмент для ознакомления
2
Под охраной здоровья граждан подразумевается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, которые осуществляются органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их служебными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья любого человека, поддержания его долголетнего существования, передачи ему медицинской помощи.
Исходя из указанного определения, можно сделать вывод о том, что право на охрану здоровья, без сомнения, шире права на защиту здоровья. Ведь право на защиту будет актуализовано только тогда, когда произойдет какое-либо посягательство. Охрана имеет в большей степени профилактический характер, поскольку направлена на предотвращение возможных посягательств, на укрепление права, его обеспечение, создание наиболее благоприятных условий для его реализации.
Право на охрану здоровья прямо предусмотрено Конституцией РФ и является один из фундаментальных прав каждого человека. Государственная система здравоохранения не способна полностью удовлетворить спрос граждан, что влечет за собой активное развитие частной системы. Платные медицинские услуги становятся все популярнее в наше время, в связи с этим медицинская деятельность становится предпринимательской.
Подобные перемены влекут и существенные изменения в правовом подходе к таким категориям, как «медицинская услуга» и «медицинская помощь», в том числе в связи со значительным ростом доли платных медицинских услуг.
Результатом стало то, что медицинская услуга приобрела свойства товара, а статус пациента изменен на потребителя, с весьма значительным объемом прав, которые стали объектом гражданского права. Вопросы определения понятий «медицинская услуга» и «медицинская помощь» широко обсуждаются как учеными и исследователями в сфере медицинского права, так и пациентами.
Рассмотрим понятие медицинской помощи. Право на медицинскую помощь как составная часть права на охрану здоровья гарантирует человеку широкий спектр публично-властных и частных мероприятий по сохранению и укреплению его здоровья независимо от того, имеет или не имеет место его утрата или расстройство.
Правовое регулирование понятия «медицинская помощь» осуществляется с помощью Федерального закона от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Именно этот нормативный акт содержит в себе понятие медицинской помощи и гласит:
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
При обращении к данному определению, возникают недопонимания, поскольку не является очевидным, включены ли в понятия назначение медикаментозного лечения, поддержание чистой и необходимой для выздоровления среды (санитарно-противоэпидемиологическая работа), организационные мероприятия (оздоровительная гимнастика, здоровая пища, обеспечение режима, способствующего восстановлению организма).
Основными критериями, которые могут охарактеризовать медицинскую помощь, являются доступность и качество. Исходя из этой предпосылки, медицинскую помощь можно определить как «комплекс мероприятий, направленный на поддержание и восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг» .
Качество медицинской помощи обеспечивается за счет установления в законодательных актах определенных квалификационных требований к сотрудникам сферы здравоохранения. Как правило, такими требованиями являются: наличие соответствующего образования и квалификации, постоянное ее повышение, а также необходимость нести ответственность за вред, причиненный гражданам в ходе оказания помощи.
В науке сложилось несколько базовых подходов к интерпретации понятия «медицинская помощь»:
Первый подход базируется на категории «деятельность» и предполагает, что при оказании медицинской помощи необходимо уделять внимание не только цели, для достижения которой оказывается помощь, но и тем средствам и приемам, которые используются в медицинской практике. В частности, такой подход предполагает, что болезнь далеко не всегда является поводом для медицинского вмешательства и проведения каких-либо манипуляций, то есть медицинская помощь не сводится к лечению конкретного заболевания, а охватывает более широкий спектр действий, направленных на сохранение здоровья человека .
Второй подход основывается на отождествлении терминов «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Этот подход имеет схожие черты с использованием терминов «образовательная деятельность» и «образовательная услуга» и находится в тесной взаимосвязи с юридической наукой, поскольку услуга представляет собой сугубо правовой термин. В данном случае медицинская помощь сводится к некоей последовательности действий, имеющих общую направленность - удовлетворение потребности заказчика, ведь услуга оказывается при наличии соответствующего запроса .
Третий подход, напротив, разграничивает категории «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинская деятельность». Нужно отметить, что такой подход видится в достаточной степени аргументированным, ведь в каждом из перечисленных понятий есть собственное содержание, которое в значительной степени отличает его от смежных .
Четвертый подход связывает медицинскую помощь с основополагающей категорией «здоровье» и через нее приобретает характер социально значимого института . Данный подход поддерживается и учеными-конституционалистами. В частности, имеет место позиция, согласно которой смысл категории «медицинская помощь» опосредован ее взаимосвязью и производным характером от здоровья как конституционной ценности, что находит отражение в соответствующих конституционно-правовых нормах, призванных урегулировать позитивное содержание первой относительно здоровья каждого человека. В данной связи медицинская помощь рассматривается авторами в качестве отношений, складывающихся «в связи с объективной потребностью человека в содействии его усилиям, направленным на сохранение своего здоровья» .
В целом, для рассмотрения вопроса о содержании медицинской помощи, необходимо обратиться к ее разновидностям, ведь в зависимости от направленности соответствующей деятельности меняется и содержание прав и обязанностей лиц, участвующих в соответствующих правоотношениях.
При осуществлении медицинской деятельности пациенту оказываются услуги, выполняются работы, предоставляются вещи (товары), информация. Центральное место среди объектов занимают услуги, поскольку с их предоставлением тесно связан процесс лечения и выздоровления пациента. При этом роль иных объектов гражданских прав так же не отрицается.
Е. С. Сергеева дает такое определение термину медицинская услуга «...действие, не имеющее с овеществленного результата, она неотделима от получателя» . С. А. Столяров, в свою очередь, определяет медицинскую услугу как какое-либо профессиональное действие, которое направлено на изменение либо сохранение физического, либо психического здоровья, с целью получения пользы её потребителем/пациентом в той или иной форме .
Наиболее полным является определение данное академиком Ю. П. Лисицыным, где сказано, что «медицинская услуга, не духовное понятие, а материализованное, проявляющееся в конкретной деятельности медика и парамедицинского персонала по осуществлению конкретных мер профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, административно- хозяйственных, управленческих и других действий, направленных на сохранение, укрепление, улучшение, воспроизводство индивидуального и общественного здоровья» .
Данные определения не являются достаточно полными, ведь медицинская услуга имеет комплексный характер, и должна включать в себя не только медицинскую помощь, но и другие услуги немедицинского характера. Например, сервисные услуги, дополнительное питание, внеочередное обследование и т.д.
На основе проведенного анализа выделим специфичные признаки медицинских услуг, а именно: неосязаемость; неразрывность процессов предоставления и потребления; недостаточная объективность оценки результативности медицинской услуги; врачебная тайна; индивидуальный характер; высокая социальная направленность.
Неосязаемость услуги определяется тем, что медицинскую услугу невозможно попробовать, ощутить до непосредственного предоставления пациенту. Невозможно оценить полезность, побочное действие предлагаемой процедуры, поэтому обычно полагаются только на ту реакцию организма, которая была при аналогичных процедурах. Сегодня существуют разного рода информационные технологии, которые позволяют провести компьютерное прогнозирование полезности, оценить побочное действие услуги до её предоставления .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Об обращении лекарственных средств: федер. закон от 12 апр. 2010 № 61-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации.– 2010. – № 16. – Ст. 1815.
3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29.11.2010 г. № 326–Ф3 (ред. от 29.10.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 49. – Ст. 6422.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323–03 (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 48. – Ст. 6724.
5. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 41. – Ст. 5628.
Основные источники
6. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.
7. Буянова М. О. Право социального обеспечения: учебное пособие / М. О. Буянова, С. И. Кобзева, 3. А. Кондратьева. –М.: Юрайт, 2017. –341 с.
8. Вологин Н. А. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие. –М.КНОРУС, 2013. –439 с.
9. Жуков В. П. Современная энциклопедия социальной работы. –М.: Издательство РГСУ, 2008. – 723 с.
10. Курбанов Р. А. Право социального обеспечения: учебник/Р. А. Курбанов; под ред. Р. А. Курбанова, К. К. Гасанова, С. И. Озоженко. –М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. – 481 с.
11. Надомнов С. А. Социальная защита населения: учеб. Пособие / А. Надомнов, С. В. Кадомцева. –М: Изд–во РАГС, 2016. – 321 с.
12. Роик В. Д. Основы социального страхования: Монография. –М. 2005. – 327 с.
13. Столяров С.А. Рынок медицинских услуг: Некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. 3 – е изд. испр. и дополн. – Барнаул: Аз Бука, 2014. – 365 с.
Публикации
14. Варфоломеева Т.И. Соотношение понятий «медицинская услуга» и «медицинская помощь» // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 6. – С. 510 – 514.
15. Комарова В.В. Социальная государственность России и право на охрану здоровья, медицинскую помощь // Право и государство: теория и практика. – 2019. – № 2. – С. 32 – 38.
16. Лисицын Ю.П. Концепция «человеческого капитала»: медико – экономический аспект // Экономика здравоохранения. – 1998. – № 2/26. – С. 6 – 10.
17. Матейкович М.С. Медицинская помощь, медицинские услуги и права потребителей // Судья. – 2018. – № 2. – С. 38 – 41.
18. Мельникова Т.Ю., Костерина И.В. Понятие, сущность, правовая природа пособий // В сборнике: Экономика, управление и финансы в цифровом обществе. материалы международных научно–практических конференций. – Курск, 2022. – С. 293–299.
19. Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения // Молодой ученый. – 2018. – № 38 (224). – С. 173–175.
20. Помазкова С.И. О значении соотношения понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга» для реализации права граждан на охрану здоровья // Юридический мир. – 2018. – № 11. – С. 35 – 38.
21. Савощикова Е.В., Гурная Л.Е. Охрана здоровья и медицинская помощь как конституционное право граждан // Сборник статей II международной научно – практической конференции: в 2 ч. Часть 2. – 2018. – C. 217 – 221.
22. Сергеев Е.С. Некоторые особенности правоотношений по оказанию медицинских услуг // Бизнес в законе. – 2015. – № 4. – С. 195 – 201.
23. Тимофеев И.В., Лисовицкий Д.А. Доступность и качество медицинской помощи в Российской Федерации как конституционно значимые принципы // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 11. – С. 31 – 37.
24. Шейшеева Ш.Э. Право на получение медицинской помощи: понятие и содержание // Modern Science. 2022. – № 1 – 1. – С. 171 – 175.