Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
1 Основные подходы к периодизации возрастного развития
1.1 Периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину
1.2. Периодизация возрастного развития по Л.С. Выготскому
1.3. Периодизация возрастного развития по З. Фрейду
1.4. Общая характеристика периода новорожденности. Кризис новорожденности
1.5. Кризис первого года жизни. Основные новообразования младенческого возраста. Ведущая деятельность в младенчестве
2 Задание №2
Библиографический список
Фрагмент для ознакомления
2
Период новорожденности является первым критическим периодом развития ребенка. Данный период длится от момента рождения до конца первого месяца жизни. Новорожденный отделяется от материнского тела, но остается несамостоятельным существом в основных жизненных функциях, что говорит о неком срединном существовании ребенка между внутриутробным развитием и постнатальным детством. В первый месяц ребенок не разделяет ни кого-то, ни что-то, даже себя он воспринимает продолжением материнского тела. Однако, ведущей деятельностью является эмоциональное общение со взрослыми.
Самым первым кризисом в жизни каждого человека является кризис новорожденности, связанный с двумя факторами:
1. Перестройка организма
2. Замена жидкостной среды на воздушную среду жизни
В этот период ребенок много спит, что является защитным механизмом от огромного количества стимулов. Кризис новорожденности завершается на 6-8 неделе с появлением комплекса оживления (эмоционально-двигательное реагирование на присутствие взрослого) и постепенного прибавления в весе.
Центральным новообразованием новорождённости является появление инди¬видуальной психической жизни ребенка. Л. С. Выготский обращал внимание на 2 момента, связанных с этим:
1. Отличием эмбриональной жизни от привычной нам состоит в том, что наша жизнь становится личным вариантом существования без материнского тела
2. Эта жизнь является индивидуально-психической
Эта психическая жизнь находится в рудиментарном состоянии, из которого нужно исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления. Пока у новорождённого нет ни действительного восприятия, ни представлений, т.е. нет ни сознательного отражения внешних предметов, ни сознательного хотения или стремления. Пока есть неясные состояния сознания, где чувственные и эмоциональ¬ные части нераздельно слиты, т.е. есть только то, что можно назвать аффективны¬ми ощущениями.
1.5. Кризис первого года жизни. Основные новообразования младенческого возраста. Ведущая деятельность в младенчестве
С кризисом первого года жизни сталкиваются дети с 9 месяцев до 1,5 лет, т.к. ребенок начинает осваивать ходьбу, расширяется окружающее пространство, происходит постепенное отделение от родителей. Ребенок начинает передвигаться без помощи родителей, произносит свои первые слова для озвучивания действий
В качестве основных признаков кризиса первого года жизни мы можем назвать следующие:
1. «Трудновоспитуемость», характеризующаяся тем, что малыш перестает слушаться, проявляет упрямство, требует повышенного внимания
2. Попытки самостоятельных действий и отказ от выполнения просьб родителей
3. Обида, недовольство, агрессия, капризность в ответ на требования
4. Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от неё
Среди основных новообразований младенческого возраста мы можем назвать:
1. Хватание. Ребенок смотрит на свои ручки и следит, как рука приближается к предмету. Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7-10 месяцев формируются соотносимые действия. С 10-11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами
2. Ходьба, за счет чего происходит расширение пространства ребенка, отделение себя от взрослого
3. Формирование речи. Появление первых слов, носящих характер указательных жестов
4. Зачатки самосознания
Ведущая деятельность в младенчестве - эмоциональное общение со взрослым, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Проблема возраста.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4
2. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.
3. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4