Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы государственного управления в современных общественных отношениях обусловлена возрастающей сложностью социальных, экономических и политических процессов, требующих эффективного и компетентного управления со стороны государства. В условиях глобализации, развития информационных технологий и изменения структуры общества роль государственного управления становится ключевой для обеспечения стабильности, устойчивого развития и повышения качества жизни граждан.
Цель данного реферата состоит в комплексном анализе понятия государственного управления, выявлении его основных видов и определении ключевых характеристик, определяющих его эффективность в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть различные подходы к определению государственного управления.
2. Определить основные признаки и принципы государственного управления.
3. Классифицировать виды государственного управления по различным критериям.
4. Проанализировать специфику каждого вида государственного управления.
Методологической основой исследования являются:
Структурно-логический анализ.
Диалектический метод.
Теоретический анализ.
Сравнительный анализ.
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Существуют различные подходы к определению государственного управления. Г.В. Атаманчук определяет государственное управление как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства через систему своих структур . Государственное управление представляет собой административную деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по воплощению выработанной политики для достижения намеченных целей. Это "трансформация политики в реальность, которую граждане видят каждый день" .
Государственное управление рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле, это управление делами общества, осуществляемое государством в целом, включая все ветви власти, государственные учреждения, организации и структуры местного самоуправления. В узком смысле, это управление делами общества органами исполнительной власти через исполнительно-распорядительную и контрольно-надзорную деятельность, носящее организующий, координирующий и распорядительный характер.
Признаки государственного управления:
Масштабность. Распространение управляющего воздействия на всё общество и, при определенных условиях, за его пределы в рамках международной политики.
Властный характер. Государственная власть носит политический характер, реализуется соответствующими органами, едина, централизована, консолидирована, выполняет роль арбитра в решении социальных проблем, объединяет и разделяет население, имеет свой механизм осуществления и уполномочена применять легализованное принуждение.
Использование ресурсов. Возможность использования в управленческой деятельности всех имеющихся в обществе ресурсов: материальных, интеллектуально-кадровых, финансовых, социальных, информационных, демографических и т.д.
Органическая целостность. Проявление диалектического единства интересов власти, общества и гражданина, реализация реальных возможностей страны и общества.
Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется политической деятельности и деятельности по формулированию политического курса.
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Принципы государственного управления представляют собой объективные основы, на которых базируется структура и процесс управления, отражая закономерности построения, функционирования и совершенствования управления. Они выступают центральным понятием, положенным в основу всей управленческой системы, являясь основополагающими началами и руководящими наставлениями, определяющими важнейшие правила, по которым осуществляется и организуется управление.
Выделяют различные группы принципов государственного управления, включая общие, частные и организационно-технологические; обеспечивающие функционирование объекта управления; обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы; конституционные и отраслевые; общеметодологические; организационные системно-структурно-функциональные; принципы разработки, принятия и исполнения решений; а также принципы управления отдельными сферами общественной жизни .
Среди общих (социально-правовых) принципов выделяют: объективность, предполагающую целенаправленное воздействие субъекта на объект управления на основе познания и использования закономерностей развития; конкретность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапов А. Б. Административное право. Общая часть. — М.: Юрайт, 2023. 494 с.
2. Административное право в схемах / под ред. А. И. Стахова, П. И. Кононова. — М.: Юрайт, 2023. 485 с.
3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. М.: Юрид. лит., 1997. С. 38.
4. Байнова М. С. Понятие государства и системы государственного управления // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. №1. С. 14-23.
5. Вишнякова А. С., Агапов А. Б. Административное право. Практикум. — М.: Юрайт, 2024. 299 с.
6. Волков А. М., Лютягина Е. А. Административное право России. Схемы, таблицы, определения, комментарии. — М.: Юрайт, 2024. 325 с.
7. Иванова А.А. Научные основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие. Ижевск: ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2018. 52 с.
8. Борисова Е. К. Понятие государственного управления // International scientific review. 2020. №LXVI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 11.02.2025).
9. Борисова Е. К. Понятие, классификация методов государственного регулирования // Наука, техника и образование. 2019. №11 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-klassifikatsiya-metodov-gosudarstvennogo-regulirovaniya (дата обращения: 12.02.2025).
10. Братановский С. Н., Деменчук Д. В. Принципы государственного управления // Гуманизация образования. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 11.02.2025).