Фрагмент для ознакомления
2
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи. Проанализируйте ситуацию, опираясь на вопросы ниже.
«На занятии педагог несколько раз делал замечание ребенку, который не занимался. На замечания педагога он не реагировал, продолжая мешать другим. Педагог прекратил занятие. Группа зашумела, а виновник продолжал сидеть на своем месте. Педагог молча сел за стол и стал писать в журнале. Ребята стали заниматься своими делами. Так прошло 20 минут. Время занятия закончилось, педагог встал и сказал, что вся группа останется на дополнительное занятие. Все бурно зашумели».
Возможно, такое поведение ученика свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с педагогом и приводит к ситуации, когда работа педагога зависит от «милости» ребенка. Подобные конфликты часто происходят с ребятами, испытывающими трудности в освоении материала, когда педагог ведет занятие в данной группе непродолжительное время, и отношения между педагогом и подопечным ограничиваются контактами только вокруг учебной работы.
Вопросы для анализа:
1. Как вы думаете, что предшествовало возникновению конфликтной ситуации?
Отсутствие взаимопонимания: Ученик, возможно, чувствовал себя некомфортно или недооцененным в учебном процессе.
Неудачные попытки установления контакта: Педагог, вероятно, ранее пытался наладить взаимодействие, но не достиг успеха.
Накопившееся напряжение: Обе стороны могли испытывать нарастающее недовольство друг другом.
Недостаток внимания: Возможно, ученик испытывал дефицит внимания со стороны педагога, что привело к нежеланию участвовать в занятиях.
Личностные особенности: Индивидуальные черты характера ученика и педагога также могли сыграть роль в возникновении конфликта.
2. Назовите основные причины возникновения конфликта и его содержание.
Непродуктивное общение: Замечания педагога были неэффективными и не привели к желаемому результату.
Несоответствие ожиданий: Ожидания педагога относительно поведения ученика не совпадали с реальностью.
Эмоциональный дискомфорт: Оба участника конфликта могли находиться в состоянии эмоционального напряжения.
Негибкость подходов: Педагог мог использовать методы, которые не соответствовали потребностям и интересам ученика.
3. Определите личностную позицию педагога в возникшей ситуации (отношение его к ребенку), реальные цели педагога во взаимодействии с ребенком (чего он хочет: избавиться от ребенка, помочь ему, или же он безразличен к ребенку).
Личностная позиция педагога
Педагог, скорее всего, стремился установить дисциплину и порядок на занятии. Его отношение к ребенку могло варьироваться от раздражения до желания найти решение проблемы. Реальными целями педагога могли быть:
Восстановление дисциплины.
Демонстрация власти и авторитета.
Желание научить ученика правильному поведению.
4. Определите в ситуации момент, когда педагог мог предупредить ее переход в конфликт.
Предупредить переход ситуации в конфликт можно было бы на этапе первых замечаний. Если бы педагог проявил больше терпения и попытался разобраться в причинах поведения ученика, возможно, удалось бы избежать эскалации конфликта.
5. Что помешало педагогу сделать это (эмоциональное состояние, растерянность, неожиданность)?
Педагог мог быть:
Эмоционально напряжён.
Растерянным перед сложностью ситуации.
Неожиданно столкнулся с непослушанием ученика.
6. Какие приемы воздействия мог использовать педагог в ситуации, как он их использовал?
Замечания: Педагог неоднократно делал замечания, пытаясь повлиять на поведение ученика.
Игнорирование: После прекращения занятия педагог начал игнорировать учеников, занимаясь журналом.
Дополнительное наказание: В конце занятия педагог объявил о дополнительном занятии для всей группы.
Эти приёмы оказались неэффективными, поскольку не учитывали индивидуальные потребности и интересы ребёнка.
7. Раскройте смысл конфликта для каждого из его участников.
Смысл конфликта для участников
Для ученика:
Выражение протеста против учебного процесса или личности педагога.
Способ привлечь внимание.
Для педагога:
Проверка границ дозволенного.
Попытка восстановить контроль над ситуацией.
8. Опишите варианты возможных отношений педагога с ребенком после конфликта.